Введение‎ > ‎

Эзотерика

Эзотерика

   NZ-комментарии на тему ″Эзотерика″ (по материалам википедии).
www.NeoEsoterik.org
Эзотери́зм (др.-греч. внутренний) — философское мировоззрение субъективного познания Природы, по утверждению апологетов и лидеров множества течений, доступное лишь ограниченному кругу лиц.

NZ-комментарий. Естественно, что не каждый может достичь значительных успехов в эзотерике, поскольку, как и к любому другому типу знания, необходимо иметь соответствующие способности. Более того, адепт, успешный в традиционной эзотерике, может казаться довольно беспомощным в нео-эзотерике, потому что она требует дополнительной подготовки.//

 Спекулятивно (субъективизм утверждения апологетов) противопоставляется опыту научного познания Природы (Мира). Исходит из сакральных знаний язычества и культивируется во многих культурах как некое тайное знание на уровне теософии или философии древних и современных культов, но в отличие от канонических (догматизированных, традиционных) культов творчески мистифицируется с адаптацией к многим новым научным познаниям, используя спекулятивные допущения трактовки "научных" обоснований собственных учений.

NZ-комментарий. Противопоставление эзо-знания научному довольно искусственно, прежде всего, потому что наука сама возникла в лоне древних магических учений. Хотя эзотерика, конечно, более гибкая форма познания, охватывающая любые тайны, свободно строящая гипотезы и пользующаяся эвристическим мышлением, в отличие от, бережно хранящей статус точного знания, науки. Противопоставление имеет смысл лишь в том, что эзо-практика осуществляется, в основном, во внутреннем мире личности и потому познанным считается то, что воплотилось в ее структуре.//

 Это внутренний, то есть духовно-психологический путь Познания мистических законов Вселенной (или, как говорят ньюэйджеры, — Абсолюта). Эзотеризм — конус специфических взглядов о глубинной (неочевидной) сути эволюции Мира. В эту сферу входят концепции, учения и доктрины Мистицизма, а также Пути и практики Самопознания (постижения тайного знания о над-персональной природе человека). По утверждению апологетов и учителей (лидеров или авторов учений), ззотерическим мировоззрением (в силу трудности сопоставления критериев реального расширения персонального Сознания) "способны овладеть лишь немногие зрелые и одарённые индивидуумы", за что их называют Посвящёнными, Мастерами, Учителями, Проводниками, Тренерами (коучинг). Однако сами эти «титулы» в наше время «популизма и профанации» теряют свою истинную значимость, становясь весьма условными.

NZ-комментарий. Эзотерика, действительно, исходит из того, что за видимыми событиями скрывается, где-то в ином плане реальности, их истинная суть. Хотя это скорее предмет веры. Неоэзотерика рассматривает и тот вариант реальности, когда за материей более ничего нет, и выстраивает стратегию практики, независящую от философии в том смысле, что учитывает все пространство мировоззрений.

Зрелость же души NZ-учение понимает не только как способность к восприятию эзо-знаний, но и как врожденное состояние сознания (предназначение) человека, который склонен к мудрости, проявляет гармонично развитую индивидуальность, осуществляющую самостоятельное эзо-движение, а также стремиться качественно исчерпать уроки жизни в материи.//

Эзотеризм, с ХХ-го века, также сокращённо называют «Эзотерикой».

Эзотерика — учения о скрытой мистической сути (предначертании) судьбы объектов Мира (и человека), закодированной в сверх-глубинах индивидуального (и коллективного) бессознательного; область её изучения — процессы, происходящие во Вселенной, синхронно отражающиеся в глубинах человеческой души. «Математикой» Эзотерики, дешифровывающей тайны жизни индивида (как и любого иного процесса или предмета), является Астрология (связывающая Космические и психологические факторы).

NZ-комментарий. Неоэзотерика не пользуется астрологией, поскольку она не обладает достоверными знаниями, а роль звезд и планет незначительна в глубинных процессах сознания. Они описываются гораздо более глобальными теориями: космологией и эволюцией. А ″математика″ астрологии и нумерологии давно уже заменена на логику и информатику.//

 Эзотерическая психопрактика, ныне редко сохранившаяся в рамках некоторых мистических традиций, используется ограниченным числом адептов и носит преимущественно прикладной характер. В качестве примеров такой практики можно назвать суфизм внутри ислама, каббалу внутри иудаизма, нейдан внутри даосизма, йога внутри индуизма, чань (эзотерический буддизм, он же дзогчен, он же дзен) внутри буддизма и исихазм внутри православия.. Эзотерические системы (школы) скрываются в недрах ряда (в основном Восточных) религий, принципиально отличаясь от (часто устарелого христианизированного) Западного Мистицизма (орденов и религий) тем, что их эзоУчения, при всей своей кажущейся «абстрактной миросозерцательности», куда более зрело мудры и жизненно практичны.

NZ-комментарий. Эзотерические практики в их сути уже хорошо известны, а скрываемые до сих пор детали незначительны. Избыточный мистицизм и оккультность эзо-знаний сейчас не актуален, поскольку эзо-учения и практики остаются малодоступными из-за своей естественной сложности.

Уровень же основных эзотерик, будь-то каббала или высшая йога приблизительно одинаков. Эзотерика теряет свою глубину только, если переходит к популизму, внешнему символизму и показательным церемониям.//

 

 Цели эзотерических систем

 

Цели эзотерических систем совпадают с религиозными или психологическими — осознанное изменение личности. Эзотерические системы так же предлагают конкретный воспроизводимый набор методов для такого изменения. Базой указанных изменений являются Повышенные Состояния Сознания (расширение сознания), которые отличаются от так называемых «изменённых состояний сознания» (достигаемых последователями многих религий или психокультов) тем, что изменения Личности, к которым стремятся последователи эзо-систем, носят устойчивый характер. В более широком смысле: цель самотрансформации лежит вне зоны личностного саморазвития, то есть «изменение личности» — лишь средство, а целью является итоговое расширение сущностного мировосприятия.

NZ-комментарий. В целом верное разъяснение эзо-целей, хотя и не полное. Скажем лишь, что целью неоэзотерики является поиск ответов, путем реализации такого пути  в собственном сознании, на Базовые Вопросы Бытия. К ним, например, относятся вопросы об Источнике Всего, о Мироздании, о смысле и целях человеческого существования и т.п.//

 История эзотеризма

Точных данных нет. История эзотеризма теряется в глубине веков. Кроме того, эзотеризм представляет не одну общую традицию или единую систему взглядов, а (также как и, например, в психологии) множество отдельных школ мысли, групп и движений, некоторые из которых столь своеобразны, что могут весьма сильно отличаться друг от друга.

NZ-комментарий. Факт существования множества разнообразных эзо-учений и эзо-школ объясняется тем, что люди с разным мышлением и традициями ищут собственный путь эволюции себя и человечества. И в негласном соревновании эзо-теорий и эзо-практик происходит естественный отбор наиболее эффективных. Критерий же эффективности, как правило, субъективный - личная симпатия, но есть и объективный – достоверность эзотерического знания и ясность практики. Глубже эту тему не позволяет раскрыть объем комментария.//

 Древний эзотеризм

Самое известное движение эзотеризма древнего мира — герметизм, который иногда называют «Алхимией Духа» (чтобы отличить его от последующих течений, относящихся уже к эпохе Возрождения). Эзотерические практики древнего Вавилона дали основу для формирования последующих движений Западной астрологии.

Эзотеризм характерен дихотомией между тайными и открытыми каноническими формами, которые присутствуют и во многих религиях (например, в исламе). Но ни внешнее (открытое), ни внутреннее (тайное), при всей своей разностности, не являются взаимоисключающими. На определённом уровне развития внутренняя духовная жизнь может оставаться в гармонии с внешней.

 

 Средние века

Во времена Средневековья такие направления, как астрология, алхимия и магия были почти стандартными предметами учебного плана мистически-образованного адепта того времени. Некоторые религиозно настроенные люди (в соответствии со старым предписанием) полагают, что эзотеризм (точнее оккультизм) настроен против Библии или христианства. Однако многие философские воззрения эзотеризма совпадают с библейскими или взяты из тех же источников, что и раннее христианство.

У многих тайных эзотерических течений есть своя история, уходящая в глубину веков на тысячи лет. Большинство из них не существовали как непрерывные традиции, иногда терялись и появлялись вновь. Так, европейский эзотеризм был заново сформулирован в XVII-м столетии Орденом розенкрейцеров и позже вошёл в различные течения, такие как масонство.

NZ-комментарий. Религия – внешняя школа, предназначенная для духовного просвещения масс, а эзотерика – внутренняя, для отдельных, более глубоких индивидуальностей, способных вести самостоятельные исследования в ней. Но между религией и эзотерикой имеется принципиальная разница: в степени религиозности и догматичности мышления.//

 Эзотеризм в XIX—XX веках

В XX-м столетии философские идеи Е. П. Блаватской, основательницы Теософского общества, были по-своему переработаны Анни Безант, Чарльзом Ледбитером, Алисой Бейли, Рудольфом Штайнером. Это оказало существенное влияние на многие течения и метафизические воззрения эзотеризма и культуры Нью-эйдж. Рудольф Штайнер, порвав с теософией, сформулировал собственную философскую систему — антропософию. Он говорил о разногласии между эзотериками, возникшем в конце XIX-го столетия. Одни из них хотели открыть тайные знания для широкой публики, в то время как другие желали сохранить эти знания в тайне. Сам Штайнер принадлежал к тем, кто хотел открыть тайные знания. Его первые книги, написанные ещё в XIX-м столетии, избегали любой ссылки на тайные темы. Он видел XX-е столетие, как рассвет нового времени, когда духовность будет всё более и более важным условием развития человека. (Уже были опубликованы такие работы, как «Теософия» и «Тайная Наука»). Штайнер читал эзо-лекции для членов «Общества антропософии», членов своей школы и для широкой публики. Основная часть лекций была опубликована ещё при его жизни, остальная, по завещанию автора — после смерти. Именно поэтому его антропософию назвали «самым важным тайным обществом в истории европейской эзотерической культуры».

 

Другое метафизическое течение начала XX века, которому также не удалось избежать «раскола» по вышеуказанной причине — система «4-го пути» или Учение «Гурджиева-Успенского» (чаще отождествляемое с Г.И.Гурджиевым). Подозревают наличие не одной, а нескольких базовых версии этой Системы (и не только официальную историю её возникновения). Гурджиевская (не сохранившаяся) версия Учения, не удовлетворила П.Д.Успенского, послужив причиной его «отхода» от Гурджиева. Успенский, будучи одним из главных подвижников «4-го пути», после многих лет участия в эзо-работе имел основания предполагать, что её отец-основатель (Г.И.Гурджиев) намеренно скрывает (или и сам не знает) ряд ключевых аспектов Учения. Успенский, конечно же осознавал и принимал необходимость «тайны» для непосвящённых (в детали Пути), но считал это оправданным лишь до тех пор, пока это необходимо для правильного развития адепта в Системе. Когда же Учение, из-за наличия немалого числа «белых пятен» стало «подгнивать», а Гурджиев продолжал «скрываться за тайнами», Успенский счёл это признаком деградации и ушёл, чтобы сохранить хотя бы фрагменты Пути саморазвития.

 

В течении всей своей жизни П.Д.Успенский не считал для себя правильным публиковать незавершённую Систему. Шлифуемые им четверть века крупицы эзо-Учения так и назывались "В поисках чудесного: фрагменты неизвестного учения". Но, сразу после его смерти, книга "лекций по 4-му пути" (с санкции Гурджиева и урезанным вдвое названием) была издана. Поскольку её уже лишили упоминания о "фрагментах", последователей обрадовала её долгожданная "целостность". Ими было проигнорировано устное предсмертное предостережение П.Д.Успенского (превратно понятое некоторыми как его «отказ от Системы»), содержавшее прямое указание на кризис Официальной версии доктрины. С тех пор, за основную версию «4-го пути» (от Г.И.Гурджиева) принимают книгу «П. Д. Успенский. В поисках чудесного», которая, на самом деле, является второй переструктурированной и отшлифованной (психологической) формой Учения. Наполненная выдержками из первых разноплановых лекций Гурджиева и перевёдённая П.Успенским с религиозно-целительского и маго-окультного слэнга (которым изобиловали речи Гурджиева) ещё в 1915-18 году, она содержит лишь некое общее Среднее как для (ранней) Гурджиевской, так и для (поздней) Успенской версий (о различии Успенской и Гурджиевской версии «4-го пути» говорили позже такие мистики как Ошо Раджниш и И.Калинаускас). И именно потому, что Успенскому удалось создать другую, более социально приемлемую, психологическую форму аспектов Системы (благодаря чему она и стала широко известной), эта 2-я версия Учения, в кругах профессиональных исследователей, получила двойное название (по фамилиям основателя и реформатора).

NZ-комментарии ко всем основным религиям и эзотерикам можно прочесть в разделе Метатеория. Неоэзотерическое учение принципиально отличается от всех существовавших до него эзотерик полным структурным слиянием с современными точными науками. А поэтому имеет огромный потенциал, раскрыть который может каждый, кто освоит NZ-стиль познания.//

Подробнее о древней эзотерике в книгах. См также Новые статьи, Неоэзотерика как наука

© А.В. Кундин  www.NeoEsoterik.org