Антропология буддизма2

 Начало Часть 1 

Часть 2 Местопребывания Сумеру (Sumeru)

Гора Сумеру — пик необычной формы в самом центре мира, вокруг этой горы вращаются Солнце и Луна. Основание горы погружено в глубокий океан, гора окружена несколькими кругами меньших гор и океанов. Три мира находятся на горе или вокруг неё. Мир тридцати трёх богов находится на вершине, мир четырёх Небесных Царей на её склонах, мир асуров у её основания. Сумеру, горы и океаны вокруг неё — место не только где живут эти божества, но и обитель огромного количества сказочных созданий, которые редко встречаются в мире людей.

•        Тридцать три бога — Мир тридцати трёх дэвов — широкая плоская площадка на вершине горы Сумеру, наполненная дворцами и садами. Правитель этого мира — Шакра, господин богов. Помимо самих тридцати трёх богов, которые владеют соответствующими секторами неба, в этом мире живут много других богов и фантастических существ, включая их помощников и нимф (апсары). Существа этого мира размером 1500 футов и живут 36 000 000 лет (сарвастивада), или же 3/4 йоджаны высотой и живут 30 000 000 лет (вибхаджьявада). Этот мир находится на высоте 80 йоджан над Землёй.

•        Четыре Небесных Царя — мир четырёх царей находится на склонах горы Сумеру, но его обитатели живут в воздухе вокруг горы. Этим миром управляют Четыре Царя, которых зовут Вирудхака, Дхритараштра, Вирупакша, и их предводитель Вайшравана. В этом мире живут также боги, сопровождающие Солнце и Луну, а также подчинённые царям существа — гномы, гандхарвы (Gandharva), наги (змеи или драконы) и якши (голины). Существа этого мира размером 750 футов и живут 9 000 000 лет (сарвастивада), или же 90 000 лет (вибхаджьявада). Этот мир находится на высоте 40 йоджан над уровнем моря.

•        Асуры — Этот мир лежит у подножия горы Сумеру и частично в глубине океана. Это божества низкого ранга, демоны, титаны. Асуры, завидуя богам, проявляют гнев, гордость, воинственность и хвастовство, их интересует власть и самовоздвижение. Здесь — не изначальное местопребывания асуров, но их прогнали с горы за пьянство и буйство. Они всё время сражаются чтобы вернуть их прежнее место жительства, но они не способны пройти сквозь стражников мира Четырёх Небесных Царей. У них нет единого лидера, а есть отдельные сражающиеся группировки, среди их предводителей известны Вемачитрин и Раху.

NZ-комментарий. При желании эзотерический буддизм может объявить, что описанное буквально – иллюзия знания, а истинное здесь закодировано, и подобно каббалистам, углубиться в поиски скрытых истин. А кто ищет, тот всегда найдет. На самом деле, мы имеем дело с самыми передовыми представлениями о мире тех далеких времен и не более. Современное знание, по мере развития науки, также когда-нибудь станет устаревшим. И это нормально – процесс совершенствования.//

 Земные местопребывания

•        Люди — Люди и человекоподобные существа живут на земной поверхности. Континенты окружены горами, в том числе Сумеру, и огромным океаном. Океан ограничен стеной гор Чакравада, которая ограничивает мир по горизонтали. В этом океане имеется четыре континента, которые по сути дела — лишь небольшие острова. Достичь других континентов невозможно на обычных парусных судах, потому что океан огромен. Однако в прошлом, когда правил царь-чакравартин можно было посещать другие континенты с помощью летающей гондолы Чакраратны . Вот список четырёх континентов:

1.      Континент Джамбудвипа находится на юге и населён обычными людьми. Он похож на повозку или на треугольник, смотрящий на юг (это описание возможно соответствует форме Индии как субконтинента). Континент размером 10 000 йоджан (вибхаджьявада) или периметром 6 000 йоджан (сарвастивада). Название континента произошло от дерева джамбу высотой 100 йоджан, которое растёт на континенте. На каждом континенте есть своё гигантское дерево. Все Будды появляются на Джамбудвипе. Люди здесь ростом пять-шесть футов, а продолжительность жизни — от 10 до 84 000 лет.

2.      Континент Пурвавидеха находится на востоке имеет форму полукруга, плоская сторона которого находится на западе, в сторону горы Сумеру. Континент размером 7000 йоджан (вибхаджьявада) или периметром 6350 йоджан и плоской стороной в 2000 йоджан (сарвастивада). На этом континенте растёт дерево акация. На континенте живут люди ростом 12 футов и продолжительности жизни 250 лет.

3.      Континент Апарагодания или Годания  находится на западе, он круглой формы и периметром 7500 йоджан (сарвастивада). На нём растёт дерево Кадамбу. Жители этого континента не имеют домов и спят на земле. Они высотой 25 футов и живут 500 лет.

4.      Континент Уттаракуру  находится на севере, и имеет квадратную форму. Его периметр 8000 йоджан, а сторона 2000 йоджан. На нём растёт дерево Кальпаврикша или кальпа-дерево, потому что это дерево живёт целую кальпу. Жители Уттаракуру очень благополучны. Им не нужно работать для пропитания, еда там растёт сама, и у них нет личной собственности. Их города построены в воздухе. Ростом они 48 футов, и живут 1000 лет, их защитником является Вайшравана.

•        Животные — В этом мире живут все виды животных, которые испытывают страдания, от малейших насекомых до слонов.

•        Преты — голодные духи, которые не могут удовлетворить своих желаний. Несмотря на изобилие пищи в мире прет, они не могут насытиться, ибо животы у них огромные, а рты не больше игольного ушка. Претами рождаются те, кто в прошлой жизни были скупыми, жестокими и прожорливыми. Они живут в пустынях и заброшенных местах.

 Ады (Naraka)

В мире адских существ обитатели подвержены тяжёлым мучениям вследствие своих кармических деяний (то есть, деяний прошлой жизни). В отличие от христианского или мусульманского ада, мучения не вечные, и после довольно длительного срока искупления негативная карма очищается, и существа могут переродиться в высших мирах.

Обычно считается, что адские подземелья в этом мире расположены под континентом Джамбудвипа. При этом отмечается, что в неисчислимом количестве миров существует также неисчислимое количество адов.

 Восемь холодных адов

1.      Арбуда-нарака(Arbuda) — ад волдырей.

2.      Нирарбуда-нарака (Nirarbuda) — ад разбухающих волдырей.

3.      Атата-нарака (Aaa IAST) — ад, когда трясёт от холода.

4.      Хахава-нарака (Hahava) — ад плача и стона.

5.      Хухува-нарака (Huhuva) — ад стучащих зубов.

6.      Утпала-нарака(Utpala) — ад голубого лотоса.

7.      Падма-нарака (Padma) — лотосовый ад.

8.      Махападма-нарака (Mahāpadma) — великий лотосовый ад.

Пребывание в каждом следующем из этих адов в 20 раз больше, чем в предыдущем.

 Восемь горячих адов

1.      Санджива-нарака (Sañjīva) — ад оживления. Пребывание в этом аду занимает 162×1010 лет.

2.      Каласутра-нарака (Kālasūtra) — ад чёрных сечений. Пребывание в этом аду занимает 1296×1010 лет.

3.      Сангхата-нарака (Saghāta IAST) — сокрушающий ад. Пребывание в этом аду занимает 10 368×1010 лет.

4.      Раурава-нарака(Raurava) — ад воплей. Жизнь в этом аду составляет 82 944×1010 лет.

5.      Махараурава-нарака (Mahāraurava) — ад великих воплей. Жизнь в этом аду составляет 663 552×1010 лет.

6.      Тапана-нарака (Tapana) — жаркий ад. Жизнь в этом аду составляет 5 308 416×1010 лет.

7.      Пратапана-нарака(Pratāpana) — ад великого жара. Пребывание в этом аду занимает 42 467 328×1010 лет.

8.      Авичи-нарака (Avīci) — непрекращающийся ад. Пребывание в этом аду занимает 339 738 624×1010 лет, до конца антаракальпы.

NZ-комментарий. Интересно, как соотноситься ад великого жара с лизанием раскаленной сковородки христианина? С позиций неоэзотерики ад, как и рай, всегда с нами. Они, в качестве состояний, сопровождают существ и на земле, и после смерти, до тех пор, пока их сознание не будет реально (с наличием прямой и обратной энергоинформационной связи) интегрировано в Сверхсознание.//

 Основа Земли

В центре Земли находится гора Сумеру высотой 80 000 йоджан, такова же глубина океана. Внизу находится «золотая земля», достаточно крепкая субстанция, которая может выдержать вес горы Сумеру. Её глубина 320 000 йоджан. Золотая Земля находится на воде глубиной в 8 000 000 йоджан. Под слоем воды находятся «круг ветра» глубиной 16 000 000 йоджан и также значительно более широкий. Этот круг является основой более 1000 различных миров.

 Сахасра (космология тысяч)

Сахасра — космология, описывающая расположение миров по горизонтали. Четыре неба Сферы чувственного Камадхату занимают ограниченное пространство на вершине горы Сумеру. Три мира Брахмы простираются до горной стены Чакравады, заполняя всё небо. Вся система миров, начиная от мира Великого Брахмы до самого дна воды составляет законченную систему мироздания (вселенную). Эта вселенная существует одну Великую Кальпу (махакальпу) и завершает своё существование, сгорая в огне.

Над миром Великого Брахмы находятся миры Абхасвара. Они простираются вширь и содержат в себе тысячи отдельных вселенных, каждая со своей горой Сумеру, стеной Чакравада, Солнцем и Луной и четырьмя континентами. Вся такая полная система миров с 1000 вселенными называется малым килокосмом. Вселенная малого килокосма существует 8 махакальп и завершает своё существование, погружаясь в воду.

Над миром Абхасвара находятся мир Шубхакритсна, объединяющий 1000 малых килокосмов, а всего миллион обычных вселенных. Эта большая вселенная называется dvisāhasra-madhyama-lokadhātu или средним мегакосмом. Эта вселенная существует 64 Великие Кальпы и завершает своё существование от ветра.

Точно также над миром Шубхакритсна существуют миры Шудхаваса и Брихатпала, они охватывают тысячу таких мегакосмов или миллиард вселенных, такой мир называется trisāhasra-mahāsāhasra-lokadhātu — «великим гигакосмом».

 Периоды времени

Космология времени поясняет, каким образом возникает и разрушается вселенная. Как и все индийские космологии, предполагается что время бесконечно и циклично. Это не значит повторения тех же самых событий, но говорит о некоторой структуре или ритме, типа смены дня-ночи или сезонов и общего характера событий.

Основная единица измерений — махакальпа (Великая Кальпа) или великий эон. Точная длина этого периода в годах не была определена точно, но это очень большой период, и измеряется в миллиардах лет, если не ещё больше.

Великая Кальпа делится на четыре обычных кальпы или эона, эти эоны отличаются друг от друга по стадии эволюции вселенной. Вот последовательность этих четырёх кальп:

1.      Вивартакальпа «эон эволюции» — период, когда вселенная разворачивает своё существование.

2.      Вивартастхаикальпа  «эон эволюции-длительности» — во время этого периода вселенная находится в стабильном состоянии.

3.      Самвартакальпа «эон угасания» — в течение этого периода вселенная сворачивается и угасает.

4.      Самвартастхаикальпа «эон угасания-длительности» — в течение этого периода вселенная остаётся в состоянии пустоты

Каждая из этих кальп состоит из двадцати антаракальп  «внутренние эоны» примерно одинаковой длительности. Для Самвартастхаикальпы это деление скорее номинально, так как ничего не меняется, но для других трёх кальп эти периоды обозначают внутренние циклы в кальпе.

 Вивартакальпа

Вивартакальпа начинается с подъёма первозданного ветра, который начинает придавать вселенной, разрушенной в предыдущей махакальпе, структуру. Степень разрушения и тип эволюции могут различаться, но во всех случаях речь идёт о спуске существ из высших миров в низкие, где они перерождаются. Великий Брахма находит своё рождение из мира богов Ахасвара, это первое существо, а потом появляются следующие существа, постепенно заполняя все миры от мира Брахмы до адов. Во время Вивартакальпы появляются первые люди; они не похожи на современных людей, они светятся собственным светом, могут летать по воздуху без механических приспособлений, и живут долго, не требуя питания; то есть они больше похожи на низкого уровня божества, чем на теперешних людей.

Им не требуется питание, но земля в то время похожа на сладкий пирог, и они пробуют её, чувствуя к ней влечение и интерес. Постепенно их тела становятся тяжелее и больше похожи на тела современных людей; они теряют способность излучать свет, начинают отличаться по внешнему виду и их продолжительность жизни уменьшается. Они разделяются по полу и начинают сексуальную активность. Постепенно в их среде возникает жадность, воровство, злоба, у них образуются разные социальные группы, правительства, они выбирают себе царя, которого называют Махасаммата. Некоторые начинают охотиться и есть мясо животных, которые только появляются на земле. Этот процесс описан в Агганья-Сутте .

 Вивартастхаикальпа

 Первая антаракальпа

Вивартастхаикальпа начинается тогда, когда первое существо рождается в аду, и таким образом вся вселенная становится заполненной. За первый эон продолжительность жизни людей уменьшается с нескольких десятков тысяч лет до периода менее ста лет, как у современных людей. В начале первой антаракальпы люди в целом счастливы. Ими управляет чакравартин (носитель колеса) — единый монарх. Махасудассана-сутта  рассказывает о чакравартине, который живёт 336 000 лет. Саккавати-сихананда-сутта рассказывает о поздней династии чакравартинов, Дальханеми и пяти его потомках, живших более 80 000 лет. Седьмой из этой линии нарушил традицию, отказавшись от власти и передав её сыну, завершив свою жизнь как шраман. В результате возникла бедность, началось воровство, были введены наказания, появились преступления и убийства.

Теперь продолжительность жизни людей быстро уменьшилась с 80 000 до 100 лет, наполовину с каждым поколением, по мере увеличения злодеяний: лжи, прелюбодеяние, злословия, жадности, ненависти, невежества, разврата, неуважение к родителям и старикам. В это время, (согласно Махападана-сутте появлялось три из четырёх будд: Будда Кракуччханда когда продолжительность жизни составляла 40.000 лет; Канакамуни когда продолжительность жизни составляла 30.000 лет; и Кашьяпа  когда продолжительность жизни составляла 20.000 лет

Наше время сравнивают с концом первой антаракальпы, продолжительность жизни стала меньше 100 лет (Будда Шакьямуни жил 80 лет).

Остаток антаракальпы должен быть печальным — продолжительность жизни будет уменьшаться, мораль падать и все несчастью происходить и иметь деструктивные последствия. Люди будут жить 10 лет и жениться в пять лет, еды будет категорически не хватать, и еда будет бедной и безвкусной, от морали ничего не останется. Правителями будут наиболее злобные и властные. Люди озвереют, будут нападать даже на членов семьи и охотиться друг на друга, Возникнет большая война, наиболее агрессивные убьют друг друга. Менее агрессивные разбегутся и будут прятаться в лесах и пещерах. Война ознаменует конец первой антаракальпы.

 Вторая антаракальпа

По окончании войны те, кто выжил, будут выходит из своих укрытий и становиться менее агрессивными, привыкая к добрым делам. По мере привыкания к добродетельной жизни и отказу от пороков будет увеличиваться продолжительность жизни, улучшаться здоровье и благосостояние, и возрастать количество людей. За долгое время продолжительность жизни постепенно повысится с десяти до 80 000 лет, и тогда появится снова царь-чакравартин Санкха. Во время его правления Бодхисаттва того времени спустится с неба Тушита и родится под именем Аджита, станет шраманом и достигнет полного просветления как Будда, это будет Будда Майтрея.

После прихода Майтреи мир опять станет хуже и события начнут повторяться, продолжительность жизни опять уменьшится и дойдёт до 10 лет.

Каждая антаракальпа завершается разрушительной войной, падением морали и одичанием людей, новая начинается с появлением морали и расцвет цивилизации происходит в середине антаракальпы. После 19-й антаракальпа продолжительность жизни повысится до 80000 лет и не упадёт, потому что закончится вся Вивартастхаикальпа.

 Самвартакальпа

Самвартакальпа наступает, когда мораль достаточно высока и постепенно существа перестают рождаться в адах. Потом пустеют ады, а далее пустеют миры претов, животных, а потом и людей, а за ними — асуров и богов.

Потом прекращаются рождения в мирах Брахмы, и под самый конец остаётся один Великий Брахма. В конце концов, приходит Великий Огонь и сжигает всё, включая трон Великого Брахмы, опустошая все миры ниже Абхасвары. Когда это произойдёт, наступает Самвартастхаикальпа.

Смысл Самвартакальпы в том, что человеческие существа в период расцвета уже не выбирают пути деградации и поднимаются в высшие миры, поднимаясь всё выше и выше до сферы форм и Абхасвары. В конечном итоге там спасаются все существа.

По некоторым буддийским текстам не исчезают полностью самые глубокие ады, и к моменту конца вселенной существа из этих адов переселяются отбывать наказание в другие миры.

 Самвартастхаикальпа

Об этой кальпе ничего нельзя сказать, так как ниже миров Абхасвары ничего не происходит. Когда кальпа кончается, снова начинают дуть космические ветры и восстанавливать изначальную структуру вселенной.

 Другие разрушения мира

Обычная процедура разрушения мира огнём возникает в конце Самвартастхаикальпы. Но каждые восемь Великих Кальп после семи разрушений мира огнём наступает следующее разрушение мира водой. Это разрушение более опустошительно, так как захватывает не только миры Брахмы, но и миры Абхасвары.

А каждые шестьдесят четыре махакальпы после 56 разрушений огнём и семи разрушений водой наступает разрушение мира ветром. Это самая разрушительная катастрофа, которая смывает также миры Шубхакритсны. Более высокие миры не уничтожаются никогда.

NZ-комментарий. Великим достижением буддизма можно считать масштабность его космологических представлений и в пространстве, и во времени. Фактически, они взламывали ограниченность и обыденность мировосприятия людей того времени. Это сейчас мы привыкли к измерениям в миллиарды световых лет, а тогда подобное было революционным.

Структура космологического цикла понятна: из высшего состояния к низу создаются все более плотные миры, а по исчерпании их предназначения, начинается уничтожение миров в обратном порядке, к источнику. Эта схема наиболее логична и в NZ принята в качестве наиболее вероятной. Однако, возможны и другие схемы. Например, мир существования, раз появившись из Абсолюта, никогда не исчезает, а лишь после достижения максимума организации, начинается рост энтропии и мир превращается в хаос. Но такой, что в нем, как в коконе, образуется ген нового порядка и начинается новый цикл самоорганизации вселенной.

Буддийская эволюция человека заключается в развитии им своего сознания в направлении к Высшему, но сам человек не рассматривается как продукт эволюции животного мира и человеческого социума. Он возникает сразу в готовом виде, по желанию Брахмана. Эта теория допустима, но скорее всего, несет в себе лишь часть истины. А вдруг желанием Брахмана была теория эволюции по Дарвину?//

 Мировозрения разных буддийских школ

Буддийская космология-антропология представлена в разделе абхидхармы как в тхераваде, так и в махаяне. Взгляд махаяны основан на традициях несохранившихся школ хинаяны: сарвастивады и саутрантики. Детальный анализ космологии имеется как в разделе сутры, так и в разделе винаи. Полную структуру Вселенной не описывает ни одна конкретная сутра: в одних сутрах описаны другие миры и уровни существования, в других — происхождение и развитие Вселенной. На языке пали полный синтез космогонических взглядов имеется в традиции вибхаджьявада, которая вошла в современную тхераваду; эти взгляды схожи, но не идентичны представлениям сарвастивады.

NZ-комментарий. Эволюция взглядов присуща, как видим, самому буддизму, учение которого усложняется, начиная с идей Будды Гаутамы,  постепенно и в веках. А значит, и в дальнейшем, должно преодолевать устаревшие представления и национальную мифологическую бутафорию или застынет навеки. А реально, модернизация не может происходить в буддизме-религии, а лишь в буддизме-эзотерике. Например, учение Блаватской можно считать примером развития его идей и синтеза с иными учениями, что всегда было свойственно буддизму. Неоэзотерика тоже может гордиться глубинной связью с этим великим учением. Побольше бы толковых будд и прогресс в эзотерике был бы еще заметнее.//

©  www.NeoEsoterik.org

См. также статью Буддизм1, Космология буддизмаАнтропология Блаватской