Антропология буддизма

NZ-комментарии по теме ″Антропология буддизма″ (по материалам википедии)

Часть 1

Буддийская космология и антропология — представление о мироздании, перерождениях и местопребываниях, развитии вселенной согласно классическим буддийским сочинениям — в частности канону Трипитака и энциклопедии Абхидхармакоша, а также по многочисленным комментариям.

Следует отметить, что буддийская космология рассматривает в первую очередь духовные миры, которые не всегда имеют материальный эквивалент.

NZ-комментарий. Фактически строение мира в буддизме есть одновременно и этапы развития сознания – эволюция человека. Собственно говоря, в неоэзотерической космологии ситуация аналогичная, потому что ее также интересует не физика, а мировосприятие. Общность подхода указывает на то, что буддизм и NZ относятся к одному типу знания.//

 Вертикальная иерархия местопребываний

Миры, в которые попадают после смерти в результате перерождений, во время медитации, или миры, характеризующие состояния сознания, определяют вертикальную систему местопребываний.

В первую очередь выделяются три сферы, тридхату:

1.      Сфера чувственного, камадхату, в которой пребывают существа, испытывающие чувства, желания, стремления, страсти;

2.      Сфера форм (материальная сфера), рупадхату, соответствующая дхьянам (йогическим сосредоточениям) полной объективности, когда чувственное отсутствует, но присутствуют только элементы материи (формы), сознание в сфере форм находится в состоянии объективности и беспристрастности;

3.      Сфера отсутствия форм (нематериальная сфера), арупьядхату, в которой отсутствуют элементы материального мира.

Вертикально выделяют также шесть миров (иногда пять миров). Высшим сферам форм и отсутствия форм соответствуют высшие области мира богов, остальные миры, включая большое количество небес мира богов, относятся к сфере чувственного.

Каждый уровень или местопребывание соответствует определённому состоянию сознания. Местопребывание зависит от предыдущих деяний (карма) и от состояния сознания существа в данный момент. Миры существуют, пока в наличии есть существа, их заполняющие. Миры исчезают, если не остаётся никого, кто этому миру принадлежит. И снова возникают, если возникнет хотя бы одно существо с сознанием этого мира. При этом существа могут физически находиться в одном и том же месте, но принадлежать разным мирам (например, люди и животные).

NZ-комментарий. Видимо, речь идет о мирах, порождаемых энергией субъективных сознаний. Но миры не персональные, а общие для однотипных восприятий. И тогда закономерности каждого такого мира являются результирующей действия в нем желаний всех соответствующих сознаний. Если же предположить, что эти миры существуют объективно, а из свернутого состояния их активизируют индивидуальные сознания, то возникнет вопрос о том, откуда взялись эти миры? Придется вводить некое Сверхсознание, сформировавшее их и хранящее в себе. И каков статус материальной реальности среди пси-миров пока непонятно.//

Понятие «брахма» используется по отношению к высшим существам из мира богов (дэва), находящимся в сфере форм или в сфере отсутствия форм. В более узком смысле мир брахмы — три нижних местопребывания сфере форм.

Совершенно не обязательно более высокий уровень «лучше» или ценнее более низкого. Многие местопребывания считаются бесполезными или тупиковыми, нередко наивысшие местопребывания в группе являются препятствием для достижения определённых целей. Оценка местопребываний различается в различных буддийских школах. Особо ценится человеческое местопребывание по причине возможности принимать решение и выбирать правильный путь.

NZ-комментарий. Здесь имеет место неточности в терминах: высшие-низшие миры и способствующие развитию или тупиковые. Если исходить из того, что высший мир соответствует эволюционно более развитым сознаниям, а низший – менее, то может ли быть такое, чтобы мир развитых существ был тупиковым? Да, если в нем нет возможности самосовершенствоваться, причем не в одном узком направлении, а изменяться качественно. Но тогда, в чем проявляется высота уровня существ? Оценки могут быть разные: по персональному могуществу сознаний или по степени их интегрированности (близости) в Сверхсознание, понимаемое в буддизме как Брахман. Первые имеют расширенные возможности и, в частности,  по самосовершествованию, а вторые – меньше таковых, поскольку сужается область их индивидуализированного бытия и им просто незачем уделять себе много внимания. Получается, что все высокоразвитые сущности имеют возможность развиваться и свободу выбора в том, использовать эту возможность или отказаться. Таким образом, разница чисто субъективная, а не в качестве миров. Как видим одна из проблем буддизма в смешении оценок объективности и субъективности миров или состояний, что свойственно всем древним эзотерикам.//

Описание мироздания содержит много элементов мифологии. Буддизм никогда не воспринимал эти описания буквально, уровни и местопребывания имели скорее метафорический смысл. При этом в систему буддийской космологии были вписаны индийские ведические представления и нередко — местные шаманские культы. Своё место нашёл Великий Брахма (творец мира согласно ведическому миропредставлению). Таким образом, буддизм в полемике с другими школами не отрицает их учение, а чётко указывает место их представлений в буддийской иерархии миров.

Подчёркивая метафорический смысл буддийской космологии, Далай-лама XIV говорил, что если «быть буддистом» означает верить в мировую гору Сумеру, континенты вокруг неё, небеса и подземный ад — то он — не буддист.

NZ-комментарий. Сам метод использования мифологических образов – лучший способ напустить тумана, да и типичная для буддизма логика формально взаимоотрицающих утверждений с разноуровневым смысловым содержанием создает эффект непостижимой тайны. В нынешние времена, сложных представлений и без того достаточно, а потому эзотерикам важно научится достигать их ясности и четкости, а не создавать искусственные барьеры в понимании.//  

 Сфера отсутствия форм (Арупьядхату)

Сфера арупьядхату или арупалока не находится нигде в физическом мире, и ни одно из существ не имеет конкретного места, поэтому говорят только об уровнях сферы отсутствия форм, подчёркивая, что в этой сфере нет местопребываний. Эти четыре типа медитационного погружения (дхьяны) дэвов (богов) высшего уровня в нематериальную реальность (Arupajhana, arūpadhyāna) может возникнуть в виде награды за очень хорошую карму. Хотя эти состояния — верх достижения в медитации, и их иногда путают с нирваной, это всё же не нирвана и рано или поздно последует утрата стабильности и перерождение в низких уровнях сансары. Поэтому отношение махаяны к этим четырём состояниям сознания может быть неоднозначным и скорее отрицательным, потому что пребывание в этих состояниях очень длительно и бессмысленно с точки зрения спасения всех живых существ от сансары. Нахождение на этих уровнях, когда пропускаются многие кальпы возникновения и разрушения вселенной, а потом возврат обратно в низшие миры ничего не приносит существу кроме большой потери времени. В буддийской литературе иногда даже говорят, что эти состояния не лучше пребывания в аду. Анализ этих состояний показывает, что буддизм не считает медитацию самоцелью, и предпочитает более низкие медитационные уровни наивысшим. Поэтому бодхисаттвы никогда не рождаются в этой сфере, даже если они входят в соответствующие дхьяны (медитационные погружения).

NZ-комментарий. Отсутствие конкретного местопребывания (или, по-современному, нелокальность) свойственно полевым формам материи и организации информации. Состояния, сопровождающиеся непрекращающимся чувством повышенного удовольствия можно практиковать лишь с целью кратковременного отдыха, т.к. их позитив создает лишь иллюзию достижения, лишая энергии для истинной его реализации. В то же время, такие состояния могут быть предметом пси-исследований, как состояния соответствующие или подобные необходимым на пути, но еще не реализованным в полной мере.//

Существа нематериальной сферы не имеют опоры ни в одном материальном объекте и не имеют опоры в теле, и их состояния самодостаточны — они получают наслаждение от своих состояний как таковых и стремятся их максимально продлить, поэтому сроки пребывания в этих состояниях огромные. Однако эти медитационные погружения тоже заканчиваются. У них две опоры — принадлежность к роду (то есть самодостаточность самого состояния) и жизненная сила, когда опоры иссякают, состояния прекращаются.

Обычные живые существа не могут переродиться в этой сфере, только йоги, занимающиеся специальной медитацией в маргинальном виде.

Существуют четыре типа богов (дэвов) сферы отсутствия форм, соответствующих четырём дхьянам (от высших к низшим):

1.      Сфера, где нет ни восприятия, ни не-восприятия — Найвасамджнянасамджняятана. В этой области сознание уходит за пределы восприятия (самджня) и отвержения чего бы то ни было, и попадает в такое состояние, когда они не вовлекаются в восприятие, но это состояние совершенно не является бессознательным. Этого состояния достиг Удрака Рамапутра, второй из учителей Гаутамы Будды, и считал, что это и есть просветление.

2.      Сфера, где ничего нет (буквально: «отсутствует что бы то ни было») — Акимчаньяятана. В этой дхьяне существо задумывается на тему что «ничего нет». Эта дхьяна является особой, очень глубокой формой восприятия. Этого состояния достиг Арада Калама, первый из двух учителей Гаутамы Будды, и считал, что это и есть просветление.

3.      Сфера бесконечного сознания — Виджнянанантьяятана. В этой дхяне происходит медитация на сознании или осознавании (виджняна), проникающим повсюду без ограничений.

4.      Сфера бесконечного пространства — Акашанантьяятана. В этой сфере нематериальные существа медитируют на неограниченном пространстве (акаша), распространяющемся повсюду без ограничений.

NZ-комментарий. Как видим, получаемые в медитациях-трансах состояния, буддизм классифицирует и обобщает, объявляя их сферами и мирами, а образы-ощущения, возникающие в них, включая самовосприятие, рассматривает как существа этих миров. Такой подход правилен, если учитывать структурное соответствие субъективных состояний объективным мирам (устанавливаемых космологией), иначе возникает масса фантазий и заблуждений.//

 Сфера форм (Rūpadhātu)

Сфера форм ( Rūpaloka) соприкасается с физической, материальной реальностью; её обитатели имеют тела, но эти тела сделаны из особой, тонкой субстанции, которая не видима обитателям Сферы чувственного. Как пишет Джанавасабха-сутра (Janavasabha Sutta), когда брама (существо мира Брамы или сферы форм) собирается посетить дэву с неба Трайястримса (Trāyastriṃśa) в сфере чувственного, он принимает нарочито-грубую форму чтобы стать видимым.

Существа Сферы форм не погружаются в беспредельные удовольствия и не страдают от боли, их не мучают стремления к наслаждениям для своих органов чувств, что свойственно существам Сферы чувственного. А тела существ сферы форм не имеют ни пола, ни половых признаков.

NZ-комментарий. Сфера отсутствия форм, по всей видимости, соответствует состояниям близким к Абсолюту и Сверхсознанию. Там, действительно, сложно говорить о материальной основе, а скорее о некой субстанции – протоматерии.

Сфера форм более-менее вписывается в представления о тонких планах бытия и строении Сверхличности. Это проявленный уровень существования, а материя принадлежит микромиру. Существа же или, что то же самое, индивидуализированные или нет состояния Сверхсознания, принадлежащие ментальному плану в силу своей предназначенности, действительно, должны быть лишены чувственной сферы.//

Подобно существам Сферы отсутствия форм, обитатели Сферы форм пребывают в медитационном сосредоточении (дхьяне). Всего Сфере форм соответствует четыре низших дхьяны и одна высшая (Рупадхьяна). Каждая из этих дхьян подразделена на несколько местопребываний, соответствующих уровням, по три для четырёх низших дхьян, и пять местопребываний для высшей дхьяны Шуддхаваса, всего в сфере форм семнадцать местопребываний (в тхераваде шестнадцать, высшая дхьяна имеет на одно местопребывание меньше).

Физически Сфера форм состоит из ярусов, каждый следующий из которых вдвое больше того, который под ним, и вдвое меньше того, который над ним. При этом сами размеры тел высших существ больше, чем низшиих. Размеры этих ярусов вычисляются в йоджанах, один йоджан в 4000 раз больше человеческого роста, примерно 7,32 километра.

 Чистые местопребывания Шуддхаваса-дхьяны, четвёртая дхьяна.

Шуддхаваса  означает «Чистые обители», это высшие местопребывания сферы форм. Они отличаются от других миров Сферы форм тем, что их обитатели — не те, кто просто накопил заслуги или технику медитации, а не-возвращающиеся (анагамины), которые уже встали на путь архата, те, кто получат просветление непосредственно из Шуддхаваса и не будут перерождаться в низших мирах (в принципе анагамины могут родиться в более низких местопребываниях). Каждый Шуддхаваса-дэва является, таким образом, защитником (протектором) буддизма. Но, так как Шуддхаваса-дэва никогда не рождается за пределами мира Шуддхаваса, он не может родиться человеком, поэтому Бодхисаттва никогда не родится в этом мире — Бодхисаттва должен появиться в мире людей.

Так как единственным способом родиться в мирах Шуддхаваса является следование учению Будды, эти миры могут оставаться пустыми долгие времена, если не появляется Будда. Однако, в отличие от других миров, миры Шуддхаваса никогда не уничтожаются из-за природных катастроф. Шуддхаваса-дэвы могут предсказать приход Будды, и могут объяснить людям, принимая форму брахманов, по каким признакам следует распознать Будду. Они же объяснят, что Бодхисаттва в своей последней жизни увидит те четыре признака, которые приведут к его отречению.

NZ-комментарий. Вот и появился мир, не исчезающий при отсутствии в нем существ. Значит, объективно существующий. И кто же его создал?//

Пять местопребываний Шуддхаваса сверху вниз:

1.      Высшие боги, Акаништха — мир высших дэвов, не имеющих младше себя. Так как это самое высокое из местопребываний сферы форм, его используют для обозначения высших пределов Вселенной. Здесь родится Шакра, правитель 33-х богов. Продолжительность жизни в этом местопребывании составляет 16 000 кальп. Высота этого мира составляет 167 772 160 йоджан над Землёй.

2.      Ясновидящие боги, Сударшана  — ясновидящие дэвы, живущие в мире, подобном миру Аканишта. Высота этого мира составляет 83 886 080 йоджан над Землёй.

3.      Прекрасные боги, Судриша — красивые дэвы — место перерождения для пяти типов анагаминов. Высота этого мира составляет 41 943 040 йоджан над Землёй.

4.      Безмятежные боги, Атапа  — невозмутимые дэвы, чьего содействия хотят обитатели низших миров. Высота этого мира составляет 20 971 520 йоджан над Землёй.

5.      Не самые великие боги, Авриха — местопребывание «не-падающих» дэвов, это обычная цель для перерождений анагаминов. Многие из них становятся архатами непосредственно из этого мира, но некоторые умирают и перерождаются в следующем мире Чистой обители, пока не переродятся в высшем местопребывании Акаништха. Поэтому на пали их называют также уддхамсота (uddhaṃsota), «те, кого несёт вверх». Жизнь в этом мире длится 1 000 кальп (согласно Вибхаджьяваде). Высота этого мира составляет 10 485 760 йоджан над Землёй.

NZ-комментарий. Здесь пошло учение, претендующее на откровение свыше или хотя бы личное знание, добытое об этих мирах из трансов. Ни доказать, ни опровергнуть подобное невозможно. Для одних - это предмет веры, для других - фантазия, для третьих - интеллектуальная конструкция, систематизирующая опыт медитаций, просто здесь не описанный. В неоэзотерике подобную, не проясненную, информацию объявляют субъективно истинной, т.е. каждый волен относиться к ней как хочет в процессе своей пси-практики, но не в построении научных эзо-концепций.//

 Четвёртая дхьяна: Местопребывания Брихатпхала

Местопребывания Брихатпхала соответствуют четвёртой дхьяне — йогической концентрации невозмутимости (Upeksa). Эти местопребывания находится на границе той Вселенной, которая подвержена разрушению ветром в конце великой кальпы, и существа, находящиеся здесь, спасаются от этого разрушения.

1.      Бессознателные боги Асанньясатта (рассматриваются только в вибхаджьяваде) — «бессознательные существа», это такие дэвы, которые стремились достичь высших медитационных погружений (подобных Сфере отсутствия форм), и, пытаясь избежать трудностей восприятия, достигают состояния не-восприятия, в которое погружаются на длительное время. Однако, в конечном итоге, восприятие все равно проявляется, и они опускаются в более низкие местопребывания.

2.      Боги, обладающие всевозрастающим плодом Брихатпхала — дэвы, обладающие «великим плодом». Пребывание в этом мире занимает 500 великих кальп. Некоторые анагамины перерождаются здесь. Этот мир расположен на высоте 5 242 880 йоджан над Землёй.

3.      Боги, обладающие избытком добродетели Пуньяпрасава (рассматривается только в сарвастиваде) — Мир дэвов, потомков благих качеств. Этот мир расположен на высоте 2 621 440 йоджан над Землёй.

4.      Безоблачные боги Анабхрака (рассматривается только в сарвастиваде) — Мир безоблачных дэвов. Этот мир расположен на высоте 1 310 720 йоджан над Землёй.

 Третья дхьяна: Местопребывания Шубхакритсна

Медитационное сосредоточение дэвов в мирах Шубхакритсна соответствует третьей дхьяне, это состояние характеризуется спокойной радостью (сукха (sukha)). У этих существ есть тела и они излучают постоянный свет. Местопребывания Шубхакритсна Śubhakṛtsna IAST находятся на границе той части Вселенной, которая подвержена разрушению водой по завершении Махакальпы, потоки воды не поднимутся так высоко, чтобы достичь этой сферы.

1.      Боги всецелого блаженства Шубхакритсна — также мир дэвов «всеобщей красоты». Продолжительность жизни в этом мире — 64 великих кальпы (по некоторым источникам: 4 великих кальпы). 64 великих кальпы — это как раз период разрушения Вселенной ветром, включая эти миры. Этот мир расположен на высоте 655,360 йоджан над Землёй.

2.      Боги безграничного блаженства Апраманашубха — также мир дэвов «неограниченной красоты». Продолжительность жизни в этом мире — 32 великих кальп (Vibhajyavāda tradition). Они обладают «правдой, доблестью, учёностью, и мудростью и щедростью». Этот мир расположен на высоте 327 680 йоджан над Землёй.

3.      Боги ограниченного блаженства Паритташубха — также мир дэвов «ограниченной красоты». Продолжительность жизни в этом мире — 16 великих кальп. Этот мир расположен на высоте 163 840 йоджан над Землёй.

 Вторая дхьяна: Местопребывания Абхасвара

Медитационное сосредоточение дэвов в мирах Абхасвара соответствует второй дхьяне, это состояние характеризуется восхищением (prīti) и радостью (сукха (sukha)). Эти существа громко восклицают от радости aho sukham! («О радость!»). У этих существ есть тела и они излучают свет вспышками как молнии. У них одинаковые тела, но разные восприятия.

Местопребывания Абхасвара находятся на границе той части Вселенной, которая не подвержена разрушению огнём по завершении Махакальпы, пламя огня не поднимется так высоко, чтобы достичь этой сферы. После того, как мир был разрушен огнём с началом новой вивартакальпы миры снова начинают заселятся существами из миров Абхасвара.

1.      Лучезарные боги Абхасвара — мир дэвов «обладающих блеском». Продолжительность жизни в этом мире — 8 великих кальп (по другим источникам: 2 великие кальпы). Как раз восемь махакальп — это период за который Вселенная разрушается водой. Этот мир расположен на высоте 81 920 йоджан над Землёй.

2.      Боги безграничного сияния — мир дэвов «неограниченного сияния», которое выбирается как фокус медитации. Продолжительность жизни в этом мире — 4 великие кальпы. Этот мир расположен на высоте 40 960 йоджан над Землёй.

3.      Боги ограниченного сияния — мир дэвов «ограниченного сияния». Продолжительность жизни в этом мире — 2 великие кальпы. Этот мир расположен на высоте 20 480 йоджан над Землёй.

NZ-комментарий. Объективизация психических переживаний допустима в тех случаях, когда можно обосновать необходимость в ней. В те времена, это было единственно возможным способом познать мир за пределами физической реальности. Так же дело обстоит и в современной эзотерике, но, сохраняя идею такого познания, она делает это изящнее и обоснованнее, заботясь о достоверности своих выводов.//

 Первая дхьяна: мир Брахмы

Медитационное сосредоточение дэвов в мирах Брахмы соответствует первой дхьяне, это состояние характеризуется наблюдением (vitarka), отражением (vicāra), восхищением (prīti) и радостью (сукха (sukha)). Этот мир, также как и все существа Сферы чувственного, уничтожим огнём в конце махакальпы.

1.      Великий Брахма — мир Великого Брахмы, который является творцом мира, он обладает титулом «Брахма, Великий Брахма, Победитель, Непобедимый, Всевидящий, Всемогущий, Господин, Деятель и Творец, Правитель, Указующий и Приказывающий, Отец всех кто был и будет.» Брахмаджала-сутта (Brahmajāla Sutta (DN.1)) говорит, что Великий Брахма пришёл из мира Абхасвара и упал в низший мир по причине исчерпания заслуг, переродившись в миру Брахмы один; забыв своё предыдущее существование, он представил себя появившимся в мире безо всякой причины. Махабрахма ростом полтора-йоджана, его жизнь длится одну кальпу (по вибхаджьяваде) или пол-кальпы сарвастивада,но он не может жить долее, чем три четверти великой кальпы. Этот мир расположен на высоте 10 240 йоджан над Землёй.

2.      Жрецы Брахмы Брахмапурохита  — мир «министров Брахмы», существ, спустившихся из мира Абхасвара, они — товарищи Великого Брахмы после того, как он проведёт некоторое время в одиночестве. Так как они возникли в процессе желания Брахмы создать себе компаньонов, они уверены, что Великий Брахма — их создатель и господин. Они ростом в йоджан и проживают половину кальпы (по вибхаджьяваде) или целую кальпу (сарвастивада). Если они родятся потом в низшем мире, они могут частично вспомнить свой предыдущее рождение и учить доктрине о Брахме как Создателе, как подтверждённой истине. Этот мир расположен на высоте 5120 йоджан над Землёй.

3.      Сонмище Брахмы — мир «советников Брахмы», существ, принадлежащих окружению Брахмы. Их называют Брахмакаики (Brahmakāyika), но это — общее название для обитателей миров Брамы. Они ростом в пол-йоджана и проживают треть кальпы (по вибхаджьяваде) или половину кальпы (сарвастивада). Этот мир расположен на высоте 2560 йоджан над Землёй.

NZ-комментарий. С NZ-представлениями описанное совпадает только в плане того, что Брахма – Сверхсознание (всевышнее) уровня существования, а причина Его появления лежит в Абсолюте. Это сознание у каждой физической Вселенной свое и с нею исчезает в своем источнике. Все же остальное ″сомнище″ - отдаленно напоминает иерархию нисходящих сознаний, а имена Брахмы, типичный для любой религии, способ указания Его качеств.//

 Сфера чувственного (Kāmadhātu)

Существа, рождённые в Сфере чувственного отличаются по степени счастья или несчастья, но все они, в отличие от архатов и Будд, подвержены влиянию демона Мары — они находятся во власти страстей, и поэтому погружены в страдания.

 Небеса

К небесам богов (дэвов) относятся четыре мира в виде квадратов со стороной 80 000 йоджан, которые плывут по воздуху над горой Сумеру. На небесах имеется следующие четыре местопребывания:

1.      Боги, контролирующие наслаждения, магически созданные другими Паринимитра-вашавартин  — небеса богов, обладающих «силой над другими существами». Эти боги не создают новых магических форм для наслаждения самих себя, но их желания удовлетворяются действиями других дэвов ради них. Правителя этого мира зовут Вашавартин, кто живёт дольше всего, кто самый могучий и счастливый и радостный и восторженный по сравнению со всеми дэвами. И в этом мире также дом для существа, принадлежащего к роду дэвов, по имени Мара, который стремится удержать все существа в Сфере чувственного, привязав их к чувственным удовольствиям. Иногда Мару называют Вашавартином, но обычно этих двух обитателей данного мира принято разделять. Существа этого мира высотой 4500 футов и живут 9 216 000 000 лет (сарвастивада). Высота этого мира 1 280 йоджан над Землёй.

2.      Боги, наслаждающиеся магическими творениями Нирманарати  — это мир дэвов, наслаждающихся своими магическими творениями. Эти боги могут творить что угодно для собственного удовольствия. Правитель этого мира называется Сунирмита (Sunirmita, Pāli: Sunimmita); жена у него Висакха (Visākhā), ранее предводительница упасаков. Существа этого мира высотой 3750 футов и живут 2 304 000 000 лет (сарвастивада). Высота этого мира 640 йоджан над Землёй.

3.      Боги состояния блаженства, мир Тушита — Мир жизнерадостных дэвов. В этом мире был рождён Бодхисаттва перед тем как спустится в мир людей. Несколько тысяч лет назад Бодхисаттвой этого мира был Шветакету,  который переродился Сиддхартхой и стал Буддой Шакьямуни; после этого следующим Буддой станет стал Натха (или Натхадэва), который переродится Аджитой и станет Буддой Майтрея. Так как бодхисаттвы обычно жители Тушиты, правитель этого мира называется дэва Сантушита. Существа этого мира высотой 3000 футов и живут 576 000 000 лет (сарвастивада). Высота этого мира 320 йоджан над Землёй.

4.      мир Яма  — называется также «небеса без сражений», потому что это первый уровень, физически отделённый от проблем земного мира. Миром Ямы правит дэва Суяма; его жена — перерождение Сиримы, куртизанки из Раджагрихи, которая во времена Будды была очень щедрой к монахам. Существа этого мира высотой 2 250 футов и живут 144 000 000 лет (сарвастивада). Высота этого мира 160 йоджан над Землёй.

NZ-комментарий. Здесь наблюдается тенденция, свойственная всякому древнему мышлению, создавать богов, чуть ли на каждый феномен, а также переносить на них черты человеческой личности и даже социальную организацию. По сути, это пример неумеренного использования закона Аналогий.// 

Продолжение Часть2 Антропология Буддизма

Подробнее о природе Абсолюта и механизме порождения вселенных в книге NeoEsoterik – современная эзотерическая наука″.

©  www.NeoEsoterik.org

См. также статьи Буддизм1Антропология Блаватской