Современная парапсихология



 

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ИЛИ ЗАМЕТКИ О СОВРЕМЕННОЙ ПАРАПСИХОЛОГИИ


 


 


                                                                                                    В.Дождиков

Статья из журнала Chipnews ,#5 за 2003 год.


В 1982 году в серьёзном американском журнале была опубликована статья "Нестареющий парадокс психофизических явлений" [1], в которой предпринималась попытка научно-практического анализа телепатии, телекинеза, ясновидения и других загадочных пси-явлений, связанных с нетрадиционными мыслительными действиями человека в области парапсихологии... В статье подводился итог исследований дистанционных взаимодействий и воздействий человека без посредства мышечных усилий на людей и иные объекты живой (биообъекты) и неживой (косной) природы. Несмотря на значительный объём проведённых экспериментов и математическую (статистическую) обработку их результатов, так и не удалось сформулировать непротиворечивую гипотезу, объясняющую эти парадоксы.

КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Интерес к паранормальным явлениям отмечается с давних времён. Значительное внимание уделялось им в цивилизациях древнего Египта, Греции, Рима. Например, начиная с эллинской эпохи и вплоть до времён Александра Македонского (356–323 годы до нашей эры), важную политическую роль играл Дельфийский оракул, обеспечивая прорицаниями обращающихся к жрецам храма Аполлона. Большое значение придавалось также провидческим снам. В Библии и многих других религиозных произведениях пси-явления занимают немалое место. Пророчества, чудесные исцеления, материализация предметов, хождение по воде и многое другое воспринимаются как вполне очевидные события.

В трудах христианских миссионеров и философов от Августина Блаженного (354–430 гг.) до эпохи Реформации (16 век) приводится множество примеров паранормальных явлений, которым либо приписывается божественное провидение, либо демоническая сила. В средневековых светских сочинениях также приводится множество ссылок на сверхъестественные и магические явления. В частности, знаменитый швейцарский врач и философ Парацельс (1493–1541 гг.) подробно описывал парапсихологические возможности человеческого разума, включая передачу мыслей на расстояние и управление поведением человека.
Возможно, что впервые научный подход к изучению пси-явлений выдвинул английский философ Фрэнсис Бэкон (1561–1626 гг.). В своей посмертно вышедшей книге "Успехи и развитие знания божественного и человеческого" он писал о необходимости изучения телепатических снов, случаев паранормального лечения, результатов мысленного влияния на результаты бросания игральных костей. Несколько лет спустя группа британских мыслителей, среди которых были Генри Мор и Джозеф Глэнвиль, начали проводить регулярные заседания, посвящённые обсуждению паранормальных феноменов. В 1681 году Д. Глэнвиль выпустил книгу с результатами этих обсуждений.

В середине 18 века римско-католическая церковь поручила Просперо Ламбертини (впоследствии ставшему папой Бенедиктом XIV) провести исследование сообщений о парапсихологических феноменах. После их анализа будущий папа пришёл к следующим выводам:

  • психические переживания не обязательно представляют собой богоданное чудо, они могут быть испытываемы "глупцами, идиотами, меланхоликами и зверьём";
  • эти видения не имеют прямого отношения ни к святым, ни к дьявольским существам;
  • прорицание чаще делается во сне, чем наяву;
  • прорицателю трудно отделить собственные мысли от внечувственных сообщений;
  • предсказания часто принимают символическую форму.

Открытие гипноза австрийским врачом Ф.А. Месмером (1734–1815 гг.) породило новое направление в изучении бессознательных психических процессов. Получили широкое распространение сообщения о загипнотизированных субъектах, выполняющих задания по телепатии и ясновидению. В середине 18 века возникло также "спиритическое" движение, которое видимо под влиянием работы шведского учёного и мистика Эмануэля Сведенборга (1688–1772 гг.) "Божественная любовь и мудрость", сосредоточилась на внечувственных контактах с усопшими. Впоследствии спиритизм (буквально "духоведение") распространился в США, Англии и других странах. В 1903 году вышла классическая двухтомная работа Ф.У.Г. Майерса "Человеческая личность и продолжение жизни после смерти тела", в которой была предпринята попытка научной аргументации этого явления.

Планомерные исследования по установлению фактов существования и объяснения пси-феноменов начались с 1882 года после создания в Лондоне "Общества психических исследований", существующего по сей день. Три года спустя в США в Бостоне было организовано аналогичное "Американское общество психических исследований".

В начале 20 века появились условия для нового подхода к парапсихологическим феноменам, что было связано с возникновением психологии как научной дисциплины. Заметим, что сам термин "парапсихология" был введён немецким философом Максом Дессуаром (1867–1947 гг.) в основанном им "Журнале эстетики и общего искусствознания". При изучении пси-явлений стали учитываться первые результаты клинических психологических исследований, психоаналитической терапии. Основоположником этого направления является австрийский врач Зигмунд Фрейд (1856–1939 гг.), изучавший проблемы подсознательного. Дальнейшее развитие парапсихология получила в работах швейцарского психолога К.Г. Юнга (1875–1961 гг.), диссертация которого на соискание учёной степени доктора философии была посвящена психологии оккультных феноменов. Им, в частности рассматривались: телепатия, медиумизм, коллективное подсознательное.

В первое десятилетие 20 века серьёзное изучение пси-феноменов начало проводиться в США (в Гарвардском и Станфордском университетах) и в Европейских научных заведениях. Во Франции исследованиями в этой области занимался иммунолог и физиолог Шарль Рише (1850–1935 гг.). В 1921 году он опубликовал первую сводку по вопросам парапсихологии. Начиная с 1920-х годов в Дьюкском университете (США) под руководством Дж.Б. Райна и Луизы Райн была создана лаборатория по изучению экстрасенсорного восприятия, где было фактически положено начало научным исследованиям по управлению паранормальными явлениями. Пионером парапсихологии в Германии был профессор Г. Бендер (1907–1991 гг.), основавший Институт пограничных областей психологии и психогигиены. В настоящее время только на английском языке регулярно выходит порядка десяти научных журналов, посвящённых парапсихологии.

В России первый серьёзный подход к изучению пси-феноменов был предпринят известным учёным-химиком Д.И. Менделеевым (1834–1907 гг.). В мае 1875 года по его инициативе в Петербурге была создана комиссия по рассмотрению медиумических явлений, где в частности изучались явления спиритизма. В 1920-х годах отечественный академик В.М. Бехтерев (1857–1927 гг.), изучающий способы лечебного применения гипноза, совместно с известным дрессировщиком В.Л. Дуровым (1863–1934 гг.) занимался опытами мысленного внушения дрессированным собакам заранее задуманных двигательных актов. В 1922 году Бехтеревым была учреждена специальная Комиссия по изучению мысленного внушения при Институте мозга.

Основоположником научной парапсихологии в нашей стране можно считать Л.Л. Васильева (1892–1967 гг.), который сначала под руководством Бехтерева, а затем самостоятельно проводил исследования в области мысленного внушения (суггестии), телепатической передачи информации. В 1959 году им была написана книга "Таинственные явления человеческой психики", где он рассмотрел такие явления как сновидения, гипноз, телепатия, телекинез. Попытки найти материальный носитель телепатической информации предпринимали академик П.П. Лазарев, инженер-электрик Б.Б. Кажинский. Идеи биополя разрабатывал учёный-эмбриолог А.Г. Гурвич. Изучением экстрасенсов и пси-феноменов занимался доктор медицинских наук А.Н. Менделяновский. Эксперименты по телекинезу и телепатии с растениями проводил доктор психологических наук В.Н. Пушкин. Разработке теории и экспериментам по телепатии, телекинезу, проскопии и кожному зрению немалое время уделял академик Ю.Б. Кобзарев. Проблемами биолокации занимался академик Русской Академии наук и культуры Н.Н. Сочеванов. В настоящее время парапсихологии уделяют своё внимание академик АМН В.П. Казначеев, доктор биологических наук А.П. Дубров, доктор технических наук И.М. Коган, доктор медицинских наук А.Г. Ли и многие другие.

О ТЕРМИНОЛОГИИ И КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

В связи с тем, что природа этих явлений не ясна, а изучением и попытками практического использования пси-явлений занимаются специалисты и энтузиасты из различных областей науки, техники и практики довольно часто возникают трудности с понятийным аппаратом. В частности, синонимами "психофизических явлений" могут быть: пси-явления, биоэнергетическое воздействие, y-феномен, пси-феномен, эниофеномен, паранормальное явление, экстрасенсорное взаимодействие, слабое энергоинформационное взаимодействие и другие. А к направлениям, изучающим эти явления, относятся: парапсихология, психотроника, психоэнергетика, парадоксоника, психофизика, эниология, биоэнергоинформатика, экстрасенсорика, метапсихология, физика сознания и прочие [2-4]. При этом, субъекта, обладающего паранормальными способностями, называют: аномалик, экстрасенс, сенситив, сверхперцепиент, пси-энергист, психик, парапсихолог, биосенс, ясновидец, телепат, медиум, а также: пранотерапевт и биокорректор - в медицинской экстрасенсорике; даузер, оператор биолокации, биолокатор, лозоходец, лозоискатель - в биолокации. Считается также, что паранормальными способностями обладают: колдун, маг, шаман, волхв, ведьма, удаганка, знахарь и другие [3].

Здесь предлагается использовать термин "парапсихология", как научное направление, ставящее своей целью изучение форм восприятия и передачи информации, происходящих без участия органов чувств биообъектов, а также нетрадиционных форм воздействия человека (а может быть и иного живого существа) на физические явления без посредства мышечных усилий, а только желанием, мыслью, силой воли. Ниже приводится одна из классификаций пси-феноменов, сложившаяся к настоящему времени в парапсихологии и дополненная терминами из последних работ, опубликованных в таких журналах, как "ПАРАПСИХОЛОГИЯ и ПСИХОФИЗИКА", "Сознание и физическая реальность", "Биомедицинская радиоэлектроника". Ввиду того, что физическая природа пси-явлений не ясна, и, возможно, что она не одинакова для всех феноменов, изучаемых в парапсихологии, в основу классификации положены результаты проявления феномена. Наряду с основными понятиями, в скобках приводятся их синонимы и (или) краткие пояснения.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРАНОРМАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ (ПСИ-ЯВЛЕНИЙ)

A.                Способы получения информации аномаликом (экстрасенсом) или иным человеком в изменённом состоянии сознания:

    1. Телепатия (чтение мыслей, внечувственное восприятие образов, дистантная связь, дистанционно-образное взаимодействие, экстрасенсорная перцепция).
    2. Проскопическая телепатия (чтение будущих мыслей).
    3. Ясновидение (телестезия, экстрасенсорная перцепция, прямое зрение, инсайт, психомантия, мысленное видение образов на расстоянии).
      3.1. Биоинтроскопия (биоэнергоскопия, внутривидение, интровидение, интраскопия, мысленное видение объектов внутри непрозрачных сред).
      3.2. Дермавидение (кожное зрение, кожно-оптическое зрение или чувство, кожно-оптическое восприятие, дерматооптика, распознавание объектов с закрытыми глазами без прикосновения к ним).
      3.3. Дальновидение (прямое видение, дистанционное восприятие, дистанционная перцепция, получение информации от удалённых в пространстве объектов).
      3.4. Ретроскопия (ретроспекция, ясновидение прошлого, психометрическая ретрокогниция).
      3.5. Проскопия (опережающее отражение, прекогниция, предикация, проскопическое ясновидение, ясновидение будущего, хроновидение).
      3.6. Психометрия (ясновидение по предметам, фотографиям, портретам и иным изображениям).
    4. Яснослышание ("прямые голоса" у экстрасенсов и контактёров).
    5. Биолокация (биоиндикация, биолокационный эффект, лозоискательство, лозоходство, даузинг, рабдомантия, радиоэстезия, дистантное получение информации о местонахождении объекта).
    6. Инструментальная (аппаратурная) транскоммуникация.
      6.1. Психовидение (видеозапись сущностей из "потустороннего тонкоматериального мира").
      6.2. Психофония (аудиозапись голосов из "потустороннего мира").
    7. Психография (парапиктография, автоматическое рисование и письмо у контактёров без осознания смысла).
    8. Декорпорация (внетелесный опыт, опыт вне тела).
      8.1. Путешествие вне тела (выход из тела, астральная проекция, астральный выход, мысленное перемещение человека, когда его тело находится в покое).
      8.2. Жизнь после смерти (постсуществование).
      8.3. Реинкарнация (перевоплощение, переселение души, метапсихоз, инкарнация).

B.                Способы передачи информации для аномаликов (экстрасенсов) и других биообъектов, в том числе, в изменённом состоянии сознания:

    1. Телепатия (дистантно-информационное воздействие, энергоинформационное воздействие).
    2. Психоэнергосуггестия (мысленное внушение применительно к растениям, животным, человеку, суггестия без произнесения слов).
    3. Пророчество (прорицание).
    4. Ксеноглоссия (спонтанное использование чужого языка без предварительного изучения, речевой синдром).
      4.1. Речитативная ксеноглоссия (спонтанное произношение без понимания смысла).
      4.2. Ответная ксеноглоссия (произношение с пониманием смысла чужого языка).
       

C.                Виды лечебного воздействия в медицинской экстрасенсорике:

    1. Способы парадиагностики (биомагнетической диагностики, биоэнергодиагностики, биодиагностики).
      1.1. Диагностическая биоэнергоскопия (интросенсорика, биологическое внутривидение).
      1.2. Диагностика по: ауре, образу (описанию человека), внешнему виду (визуализация), голосу, вещам человека (предметам), отклонению биолокационной рамки, колебаниям биологически активного маятника, фотографии (портрету), почерку, глазам (иридодиагностика, иридология), ладоням (элементы хиромантии), фантому-двойнику человека (теледиагностика) и прочее.
    2. Паранормальные методы лечения.
      2.1. Бесконтактный массаж.
      2.2. Психоэнерготерапия (психоэнергосуггестия, суггестия совместно с бесконтактным массажем).
      2.3. Био-СВЧ-терапия (по методике Ю.В. Канчьжена).
      2.4. Биоэнерготерапия (биоцелительство, биокоррекция, коррекция биполя, пранотерапия, магнетизм).
      2.5. Психическая хирургия (например, у хилеров).
      2.6. Психоритмотерапия (с помощью музыки, психофония).
      2.7. Медитация (в том числе, трансцендентальная).
      2.8. Транперсональная ретроспекция: регресс возраста (регрессия возраста, "возвращение" индивида в прошлую жизнь), филогенетическая трансформация ("возвращение" в жизнь предка).
      2.9. Ребёрсинг (ребёфинг, свободное дыхание, голотропное дыхание).
      2.10. Дистанционное лечение (радиоэкстрасенсорика, телелечение, в частности, с помощью фантома-двойника человека).
       

D.                Виды экстрамоторного (парафизического, психофизического) воздействия:

    1. Воздействие силой мысли на косную материю.
      1.1. Психокинез (психокинетика, психоэнергетика, телекинез, передвижение или разрушение-восстановление объектов с помощью мысленного влияния).
      1.2. Мысленное управление погодой (в частности, разгон облаков).
      1.3. Инициация землетрясений (спонтанная).
      1.4. Изменение силой мысли структуры вещества: тренсмутация металлов (например, превращение свинца в золото), изменение электропроводности и других свойств жидкости, засветка фотоматериалов, разрушение или деформация материалов, стирание магнитной записи и прочее.
      1.5. Изменение скорости радиоактивного распада.
      1.6. Изменение направленности или конфигурации физического поля (например, рассеяние луча лазера).
      1.7. Изменение показаний физических приборов силой мысли.
      1.8. Инициация спиритических явлений (постукивания, эманация, возникновение голосов).
      1.9. Материализация (появление) и дематериализация (исчезновение) объектов.
    2. Воздействие на объекты живой и неживой природы.
      2.1. Полтергейст (польтергайст, возвратный спонтанный психокинез, эффект "барабашки", буйство предметов).
      2.2. Левитация (парение над земной поверхностью, эффект хождения по воде, биогравитация, антигравитация - подробнее в [5]).
      2.3. Биопритяжение (биоприлипание, эффект притяжение предметов, людей и иных объектов).
      2.4. Пирогения (самовоспламенение спонтанное или инициированное, пирогенез).
      2.5. Волевое повышение температуры объектов и окружающей среды.
      2.6. Аппортинг (телепортация, мгновенный перенос, трансфер).
      2.7. Формирование фантомов (призраков, двойников).
    3. Воздействие на человека и другие биообъекты.
      3.1. Трансмутация (превращение) химических элементов в биообъектах.
      3.2. Изменение всхожести семян, растений.
      3.3. Эффект жжения (формирование ожёгоподобного образования на теле человека).
      3.4. Дистантное изменение сердечных ритмов.
      3.5. Зомбирование.
      3.6. Прокамия (предотвращение старческой дряхлости тела).
      3.7. Повышение защитных свойств поверхности человеческого тела (упрочнение кожи, хождение по острым предметам, огнехождение).
      3.8. Сглаз, порча, наговор, вампиризм и прочее.

Заметим, что не все из приведённых выше феноменов можно отнести к реально существующим пси-явлениям, а не к фальсификациям, обману, фокусам, спекуляциям. Например, психическая хирургия, практикуемая хилерами (филиппинскими знахарями), на самом деле не содержит хирургического вмешательства, а является лишь его имитацией [2]. Полученный в ряде случаев эффект исцеления объясняется психологическим (гипнотическим) воздействием на пациента [3]. В то же время, обширный материал, приведённый в различных источниках, а также некоторый опыт авторов свидетельствуют о реальности многих пси-феноменов, что заставляет искать пути объяснения их природы.

Определяющие свойства паранормальных феноменов

Если предположить, что все перечисленные выше феномены можно объяснить одной теорией, что в их основе лежит один и тот же механизм (хотя это и не очевидно), то для объяснения явлений можно сначала попытаться сначала выделить свойства, единые для пси-феноменов. К этим свойствам относятся следующие:

  1. Дальнодействие. В подавляющем большинстве источников отмечается слабая зависимость интенсивности эффекта от расстояния, что не характерно для известных в настоящее время полевых взаимодействий. В частности, говорится о больших дальностях приёма-передачи экстрасенсорной информации без ослабления эффекта практически на всей земной поверхности (если, конечно, этот эффект наблюдается). В связи с этим, отмечается свойство подпорогового приёма. Если подходить с аналогией приёма-передачи с помощью электромагнитных волн, то принимаемый сигнал оказывается ниже чувствительности приёмника. А если рассматривать внутреннюю энергию аномалика (экстрасенса), то её оказывается явно недостаточно ни для передачи информации, ни для теплового воздействия.
  2. Избирательность или адресность. Отмечается целенаправленный характер взаимодействия непосредственно между оператором - аномаликом и объектом - мишенью. При этом отмечается, что результативное воздействие на мишень достигается при условии первоначального вхождения в контакт оператора с мишенью, которая затем может устанавливаться на значительном расстоянии. Например, если предполагается поставить эксперимент по дистанционному изменению свойств воды, то с целью повышения эффективности пси-явления первоначально оператор должен подержать в руках пробирку с этой водой без какого-либо мысленного воздействия. Затем эту пробирку отвозят на необходимое расстояние, и оператор воздействует на воду.
  3. Эффект спада. Это явление часто наблюдается в парапсихологических экспериментах. Оно состоит в том, что наивысшая эффективность явления достигается в начале эксперимента, а затем показатели снижаются либо пси-явление совсем не фиксируется по мере продолжения опыта. Иногда наблюдается небольшой всплеск результативности перед окончанием эксперимента.
  4. Эффект первого воздействия. Он похож на эффект спада и заключается в яркой, отчётливой реакции мишени при первом результативном (отчётливо зафиксированном) воздействии оператора. Например, при дистантном воздействии на экранированный от внешней среды температурный датчик, когда происходит его отклик на приказ оператора повысить температуру, он активно реагирует и долгое время не возвращается в исходное состояние после окончания воздействия. На повторный приказ оператора наблюдается слабая реакция.
  5. Последействие. Как правило, наблюдается во время эффекта первого (успешного) воздействия. Например, магнитная релаксация после воздействия аномалика на магнитную стрелку может продолжаться около часа - стрелка не успокаивается. В отдельных экспериментах последействие доходило до нескольких суток.
  6. Низкая воспроизводимость. Многие пси-феномены не удаётся повторно зафиксировать при казалось бы тех же условиях опыта. То есть с позиций классической (академической) науки пси-феномены не отвечают критериям воспроизводимости. Они в основном, подтверждаются статистическими методами, но может быть весьма слабо. Здесь многое зависит от способностей аномалика, его "силы".
  7. Информационная нечёткость. Она проявляется в неполноте воспроизводимой сенситивом информации о мишени. Например, при проведении экспериментов по ясновидению аномалик не может дать чёткое описание мишени - объекта исследования, затрудняется сделать его рисунок, план. Скорее он излагает свои ощущения о мишени. Для снижения информационной нечёткости одновременно используют несколько экстрасенсов. Объединяя их показания (ощущения), как правило, удаётся конкретизировать представление о мишени.
  8. Временной сдвиг перцепции (приёма информации). Он проявляется в информационной нечёткости вследствие опережения или отставания в воспроизведении информации о мишени. Например, оператор может описать мишень, которую ещё только планируют для эксперимента или назначаемую впоследствии в виде случайного выбора.
  9. Биологоподобие эффекта. Подавляющая часть паранормальных явлений связана с воздействиями человека, обычно находящегося в так называемом изменённом состоянии сознания, на биообъекты. Реже отмечается воздействия на косную материю. Ещё реже говорится об аппаратуре, обеспечивающей паранормальное влияние. Создаётся впечатление, что приборы, обеспечивающие пси-явления (в том числе, так называемые генераторы специзлучений), не могут работать без операторов-аномаликов, которыми могут быть и разработчики этих приборов.

ОСНОВНЫЕ ГИПОТЕЗЫ О ПРИРОДЕ ПАРАНОРМАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ

В настоящее время существует довольно много гипотез, при помощи которых предпринимаются попытки объяснить механизмы пси-феноменов. Некоторые из них (подобно изучаемым явлениям) пересекаются между собой, другие носят диаметрально противоположный характер. Не вдаваясь в существо этих гипотез, ниже объединим их в следующие группы:

  • Попытки объяснения пси-феноменов с позиций традиционной науки. Здесь, в основном, рассматривается возможности электромагнитных полей различных частотных диапазонов (для объяснения телепатии, биолокации...) и поляризованного реликтового космического излучения (на базе частиц нейтрино и антинейтрино).
  • Гипотезы о новых свойствах и принципах взаимодействия известных полей и частиц. В частности, для объяснения эффекта дальнодействия привлекаются ультранизкоэнергетические нейтрино, продольные электромагнитные волны, сопутствующие излучения при работе лазера.
  • Гипотезы о новых частицах и полях. Здесь рассматриваются новые свойства вакуума, микролептонные частицы, спинорные (торсионные) поля, внешняя ци (прана)...
  • Гипотезы о новых свойствах и топологии пространства. Здесь фигурируют такие мудрёные понятия, как: альфа-метрика и альфа-пентаструктуры, релятивистские струны, нелокальные свойства квантовой механики, новая картина мира на основании конечного множества бюонов и тому подобное.
  • Гипотезы о Высшем (ином) разуме. Здесь рассматриваются влияния Всемирного (космического) разума, вмешательство Бога-творца, действия инопланетян и пришельцев из параллельных миров.

Приходится констатировать, что перечисленные гипотезы и им подобные (а их насчитывается около пятидесяти) не объясняют в совокупности все феномены парапсихологии. Удаётся в отдельных случаях объяснить лишь отдельные фрагменты пси-явления без построения стройной теории. И несмотря на то, что многие феномены всё же имеют место в нашем мире, лишь обращение к Высшему разуму всё объясняет. Таким образом, некоторые исследователи уже серьёзно (осознанно) говорят о влиянии Духовного мира на нашу физическую реальность. Рассмотрим этот аспект более подробно.

ГИПОТЕЗА О ВЫСШЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СУБСТАНЦИИ (ВИЭС)

На Международной конференции "Синхронизация и слабые взаимодействия в биологии, медицине и парапсихологии", проходившей в Москве 17-19 апреля 1998 г., некоторые выступающие утверждали, что постижение сути паранормальных явлений требует обращения как к физическим, так и к духовным сторонам взаимодействия с окружающим миром (В.М. Берштейн, Л.С. Прицкер, Л.В. Серебренникова, В.П. Олейник, В.В. Квартальнов, Ю.В. Балашов, В.Н. Волченко и другие). Развивая их идеи, можно говорить о существовании некой высшей субстанции, взаимодействие с которой и реализует в том числе и пси-феномены. Назовём её Высшей информационно-энергетической субстанцией (ВИЭС).

Под ВИЭС будем понимать некую объективно существующую неимоверно сложно организованную структуру, осуществляющую информационную и энергетическую взаимосвязь со сложными объектами Вселенной, способными (или предназначенными) к взаимодействию с ней. В частности, она является высшей по своей сложности по отношению к человеку. Её интерес к взаимосвязи с человеком может быть объясняется возможностью получения новой (позитивной) информации, обуславливающей развитие ВИЭС. С религиозной точки зрения, ВИЭС в какой-то степени отождествляется с понятием Бога, Демиурга, в оккультизме - с высшим менталом, а в научном (материалистическом) плане - со сверхразумом, высшим космическим разумом, единым энергоинфомационным полем, неизвестными разумными силами (по К.Э. Циолковскому), информационно-распорядительной структурой (по Ю.А. Фоменко). Возможно, что целью ВИЭС является совершенствование этой Вселенной или создание новой, более сложной, развитой, гармоничной. По отношению к человеку (а это больше всего нас интересует) ВИЭС отнюдь не занимается воспитанием или благотворительной деятельностью. Тем не менее, любой из индивидов может представить для ВИЭС интерес, если он "выгоден", например, в информационном плане. В таком случае ВИЭС может даже на определённом временном этапе оказать помощь конкретному человеку, и индикацией (проявлением) этого возможно служат, в том числе, и паранормальные явления, пока ещё не объяснимые с позиций известных нам законов природы.

Вероятно, что на определённом временном этапе жизни индивида в составе структуры ВИЭС образуется информационно-энергетическая ячейка (ИЭЯ), в определённой степени отображающая конкретного человека (а может быть и иного биообъекта). Эта ячейка может сохраниться и после его физической смерти. Отсюда легко объясняются: вера в бессмертие души, постсуществование, жизнь после смерти... Однако, в отличие от общепринятых воззрений, по-видимому, такое образование происходит не для каждого человека, а только для того, кто действительно в информационном плане заинтересовал ВИЭС, например, своей созидательной деятельностью, в том числе целительством, попытками гармоничного сосуществования с окружающим миром. Не исключено "участие" этой ИЭЯ в родившемся новом человеке. Тогда легко объясняется и реинкарнация, и действие законов кармы.

Какие из этой гипотезы можно извлечь практические выводы? Применяя общепринятую терминологию, отметим следующее:

  1. Не стоит противопоставлять науку и религию. Возможно, что объединению их позиций послужит гипотеза о Высшей информационно-энергетической сущности.
  2. Не стоит думать, что ВИЭС (то есть Бог) "занимается" каждым отдельным человеком. Божественное внимание необходимо заслужить.
  3. Не у каждого человека есть душа. Она формируется лишь с появлением соответствующей индивиду информационно-энергетической ячейки, которая возможно функционирует и после физической смерти, то есть в этом проявляется бессмертие души.
  4. Появлению ИЭЯ (души), а также получению помощи со стороны ВИЭС удостаиваются люди, занимающиеся созидательной деятельностью, стремящиеся к гармоничному развитию. Может молитва (или медитация, или изменённое состояние сознания) обеспечивает информационно-энергетическую связь с ИЭЯ.
  5. По-видимому, не следует ожидать большого эффекта, если молиться не за себя, а за другого человека. Это обуславливается тем, что конкретная ИЭЯ соответствует только Вам. Поэтому и помощь может быть оказана именно Вам. Таким образом, например, вместо молитвы: "Господи, пошли моим окружающим здоровье доброжелательность", целесообразно просить: "Господи, дай мне силы помочь моим окружающим стать здоровыми и доброжелательными". При этом необходимо не только молиться, но и действовать.
  6. Полезно использовать любой шанс для занятий созидательной, творческой деятельностью. Тогда возрастает вероятность появления Вашей ИЭЯ, либо подоспеет помощь от ВИЗС в том или ином виде.

Литература

  1. Джан Р.Г. Нестареющий парадокс психофизических явлений: инженерный подход. Труды института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике. 1982. Т. 70. № 3. С. 63–104.
  2. Дубров А.П., Ли А.Г. Современные проблемы парапсихологии. Парапсихологические исследования на рубеже 2000 года. Краткий очерк. М.: Фонд парапсихологии им. Л.Л. Васильева, 1998.
  3. Научно-аномальный словарь. Электронная версия. Составитель В.Г. Дождиков. М.: ДИВО, 2002.
  4. Прокофьев В.Ф. Тайное оружие информационной войны: атака на подсознание. М.: СИНТЕГ, 2003.
  5. Еркин А. Антигравитация // Chip News. 2002. № 9. С. 64–73.

Смотрите статьи Опыты В.Л. Дурова и В.М. Бехтерева, М. Эдемс и Р. Пеоша по телепатии
                        
Биофизика - биогравитационные эффекты
                        
Физика и паранормальные явления
                        
Феномены ''видения'' с закрытыми глазами:  проблемы и результаты исследований
 

 

 

 http://galactic.org.ua/pr-nep/parapcix8.htm