Шизофрения + Суицид

Предыдущий рассказ Вознесение к Богу

Ироничная форма изложения компенсирует мою внутреннюю сосредоточенность, в то же время, я встречал немало, с виду, очень важных и серьезных людей, но довольно смехотворных при ближайшем рассмотрении.

Одним не нравятся статьи цикла Аппарат, мол, слишком сложные, другие радуются четкости изложения мысли. Некоторые считают чересчур несерьезными статьи о паранормальной реальности, иные считают, что они оживляют теорию и передают тонкости практики. Я не стремлюсь удовлетворить всех, а пишу лишь те статьи, которые мне самому интересны и могут быть полезны ищущим. 

Диалоги с сумасшедшим

Многие считают, что написанные мною рассказы из серии Парареальность являются чистейшими фантазиями. Однако это не так. Хотя я шифровался в них как мог, меня все же заметили спец службы. И ничего в этом приятного нет. Ко мне пришли люди в черном и без всяких объяснений закрыли в психиатрической лечебнице. То есть я попал туда, куда, в конце концов, попадает каждый приличный эзотерик.

Меня разместили в палате по профилю. Моим соседом стало два мессии, один инопланетянин и пару медиумов. Они в срочном порядке и под строжайшим секретом сообщили мне, что конец света, оказывается, уже был и мы уже в чистилище. Мучаются тут все и даже если они чувствуют себя счастливыми, то это лишь иллюзия. ″Как такое может быть?" – удивился я. Мне пояснили. Радуются относительно страданий, но их радость - сама страдание относительно истинного счастья. Люди продолжают творить дела всякие по своему разумению и, в конце концов, наступит конец и этого света, и они пожнут карму намерений своих. Разница между чистилищем внизу и выси лишь в том, что на Земле мы думаем и делаем, а в выси только думаем, что делаем.  У меня широко открылись глаза от этой благой вести. И в этот момент вошел врач, посмотрел на меня и твердо сказал: ″Ничего страшно. Вылечим″.  

    Ежедневно меня вызывали на лечебные беседы с лечащим врачом Юрием Владимировичем Цикхном. (Большой авторитет в среде психов, так что рекомендую.)  Он очень обрадовался мне. Приведу пару наших бесед:

Беседа 1

- Я как раз пишу диссертацию на вашу тему – сказал он – на что жалуетесь конкретно?

- Ни на что. Психически я, слава Богу, здоров.

- Отнюдь, милейший. Как редко встретишь людей здоровых телом, так почти у каждого есть психическое отклонение.  То, что вы считаете себя здоровым, как раз и говорит о том, что у вас нарушена критическая самооценка. У вас, несомненно, патология.

- Нет, конечно, какие-то отклонения в рамках нормы, наверное, имеются – решил схитрить я, проявляя самокритичность.

- Ну, вот и ладненько. Хорошо, что вы признаете свою неадекватность. Значит, есть шансы выздороветь. Читал ваш сайт. Вы ведь называете себя современным эзотериком, что само по себе вызывает подозрения о степени вашей вменяемости. А видения бывают? А голоса слышите? А предназначение чувствуете?

- Типа того. Всего понемножку. Только лечиться я отказываюсь! Требую досрочного освобождения! – возопил я.

- Чудненько! Значит, ваш диагноз: галюценагенно-параноидальная шизофрения. Будем лечить комплексно: психотерапией, социальной адаптацией, трудотерапией и таблеторно внутривенно. В крайнем случае, если будете упорствовать, т.е. в остром периоде: электрошок и лоботомия.

Я тоскливо посмотрел в небо за решеткой окна.

- Что же по-вашему означает ″ психически здоровый человек″? – вяло спросил я.

- Тот, кто способен критически анализировать и контролировать любое свое состояние, кроме аффекта – ответил он

- Это верно, но критичность и ее отсутствие необходимы в равной степени, просто каждое используется в для своих целей. Например, медитация, как и самовнушение, - это состояния синтеза внутренней реальности и потому несовместимые с критическим анализом. Вообще механизм веры работает лишь, когда нет сомнений. А самоконтроль нужен лишь до и после того, чтобы различать степень реализованности состояний и пути их совершенствования. Думаю, что постоянный и чрезмерный контроль также говорит об отклонении от нормы, как и его недостаток.

-  Вы я вижу психолог. Да, встречал я и врачей-психиаторов с явно выраженной шизофренией. Бывали и среди математиков такие интересные представители. Голубчик, психиатрия в настоящее время выделяет следующие признаки шизофрении:

§  продуктивную симптоматику, чаще всего бред и галлюцинации;

§  негативную симптоматику, снижение энергетического потенциала, апатию, безволие;

§  когнитивные нарушения, расстройства мышления, восприятия, внимания и др.

- Интересуетесь подробнее?

- Естественно.

Ну, тогда согласно международной классификации критерии психического заболевания таковы:

§  Эхо мыслей (звучание собственных мыслей), вкладывание или отнятие мыслей, открытость мыслей окружающим.

§  Бред овладения, воздействия, или пассивности, отчётливо относящийся к телу или конечностям, мыслям, действиям, или ощущениям; бредовое восприятие.

§  Галлюцинаторные голоса, комментирующие или обсуждающие поведение больного; другие типы «голосов», идущих из различных частей тела.

§  Устойчивые бредовые идеи, которые культурно неадекватны, нелепы, невозможны и/или грандиозны по содержанию.


    Либо должны наблюдаться, по крайней мере, два из следующих «меньших» симптомов:

§  Стойкие галлюцинации любой сферы, сопровождающиеся лабильным или неполностью сформированным бредом, но без выраженного аффекта; либо постоянные, навязчивые сверхценные идеи.

§  Неологизмы, шперрунги, разорванность речи.

§  Кататонические расстройства, такие как возбуждение, застывание или восковая гибкость, негативизм, мутизм и ступор.

§  Достоверные и последовательные изменения общего качества поведения, проявляющиеся утратой интересов, бесцельностью, поглощенностью собственными переживаниями, социальным аутизмом.

§  Негативные симптомы (но не обусловленные при этом депрессией или фармакотерапией), которые могут быть выражены

§  апатией

§  бедностью или неадекватностью эмоциональных реакций

§  социальной отгороженностью

§  социальной непродуктивностью.

- Вы знаете, доктор! Я совершенно асоциальный тип. С детства не любил компаний, дней рождения, всяких там массовых мероприятий. Если толпа в одну сторону, то я почти всегда в другую. Эзотерики как психотип – это однозначно интроверты, иначе они не были бы эзотериками. Их активность проявляется преимущественно внутри своего мира.

Вот и эмоциональные реакции у меня подавлены. То есть я испытываю эмоции, но преимущественно во мне работает холодный разум на фоне выжженной пустыни чувств. Хотя – это не означает, что во мне их нет, просто мои чувства скрыты в глубинах мысли и ближе к осознаниям.

- А я о чем! – довольно засиял доктор – А глобальные, сверхценные идеи вас посещают?

- Да, доктор, посещают. Я с юности хотел постичь тайну этого Мира. И эта навязчивая идея меня не покидала всю жизнь. Считаю, что если человек не помешан на этом стремлении, то он никогда не достигнет по-настоящему расширенного сознания, т.е. восприятия полной Реальности. Стремление к предельному познанию – это элемент, закладываемый в геном собственного развития, который позволяет в дальнейшем неограниченно продвигаться по Пути.

    - Не волнуйтесь, больной! Типичная мания величия. Вообще, шизофрения у мужчин часто развивается в именно в юности с пиком заболеваемости к 20-28 годам. Ваш пик уже прошел и теперь шизофрения плавно переходит в старческое слабоумие, которое полностью лечиться только временем.

Он довольный своей шуткой потер руки. Вот еще послушайте. Согласно другой классификации, диагноз шизофрении подразумевает:

 Характерные симптомы: Два или более из нижеперечисленных, но каждый в наличии большей части месячного промежутка. 

§  бредовые идеи

§  галлюцинации

§  дезорганизованная речь (напр. частые соскальзывания или непоследовательность; абстрактное содержание речи)

§  сильно дезорганизованное (напр., неподобающий выбор одежды, частый плач) или кататоническое поведение

§  негативные симптомы, в том числе плоскость аффекта (отсутствие или снижение яркости эмоциональных реакций), алогия (молчание или обеднение речи) или аволиция (сниженная или отсутствующая мотивация).

 

    - Какой кошмар! У меня есть все эти симптомы – решил обострить ситуацию я. Тяготею к абстрактному содержанию речи. Часто непоследователен в речи, если мысль уходит в другую сторону. Могу начать в одном падеже, а кончить в другом. К одежде безразличен, хотя люблю во внешнем виде аккуратность. Если попадаю в шумные компании, то застываю в ступоре и никого не слышу. Кажется, никого нет рядом. Эмоции обожжены, часто молчу и мотивация, опирающаяся на мнение общества, почти отсутствует.

    - У нас, драгоценный вы мой, и на это есть классификация:

§  Параноидный тип: присутствуют бредовые идеи и галлюцинации, но нет расстройств мышления, дезорганизации поведения, и аффективного уплощения.

§  Дезорганизованный тип: характерно сочетание расстройств мышления и уплощения аффекта.

§  Кататонический тип: бросающиеся в глаза психомоторные нарушения. Симптомы могут включать кататонический ступор и восковую гибкость.

Имеется еще и смешанные типы. Вообще, голубчик, шизофрения на душу населения наиболее часто встречается в крупных городах. Думается, из-за отрыва от природы и стрессовых факторов. Впрочем, она может возникнуть и по наследственности, и из-за перенапряжения психики, и вследствие наркозависимости. Существуют даже биопатагенные зоны, где процент душевнобольных выше, чем в иных местах.

 

    - Хорошо. А что вы скажите, как врач, на то, что во время психической практики я как бы разделяюсь внутри себя, и нередко происходит внутренняя борьба между моим высшим и низшим самосознанием.

    - Как же вы меня радуете. Да, тут целый букет симптомов. Налицо синдром расщепления личности. В ней образуется два ядра самоидентификации, а противоречия, существующие между ними, ведут внутренним спорам или неконтролируемым действиям. Впрочем, в некоторых случаях имеет место не расщепление, а неопределенность единой личности относительно вариантов логики, системы оценки, воспоминаний и т.п. что тоже приводит к расколу и внутренней борьбе. Лечим мы, помогая пациенту выбрать центральное, т.е. главное в себе существо. Оно-то и берет под контроль остальные, как второстепенные.

 

    После беседы возвращаюсь в палату. Все выглядят очень испуганными. ″ Чего стряслось?" – спрашиваю. ″Тише, тише!" – шипят мне в ответ. Инопланетянин поведал мне о магическом смысле сегодняшней даты. 21.12.12 – день, когда Всевышний очень чутко спит. Нельзя шуметь и вообще волновать Его, ведь если Он проснется, то мы все исчезнем. Ведь мы всего лишь Его сон. Конечно, Он потом заснет опять, но это будет уже другой сон и нас в нем может уже не быть.

    - А зачем Он просыпается? – спросил я

    -  Чтобы увидеть Себя! И почувствовать, насколько Он изменился за время сна. – ответил инопланетянин – Потом, когда все новое Им постигнуто, Он устает смотреть в неподвижность и засыпает, чтобы в сновидениях мы своими жизнями выработали ему энергию для бодрствования.

    Я посмотрел на своих сокамерников и почувствовал, что эта реальность меня столь утомляет, что хочется заснуть и забыться в сладких снах или провалах небытия.

 

    Беседа 2

    Жизнь в клинике – это не свобода, хотя и не тюрьма. А Юрий Владимирович просто достал меня, изо всех сил пытаясь убедить меня в моем сумасшествии. Во сне мне пришел образ головы с горящим языком и светящимися глазами, а затем легко родился стих. Я решил воздействовать на доктора силою искусства и посвятить ему этот стих:

Как тоскливо на вас смотреть,

Слушать скучные речи опять.

Так сойдите с ума, чтобы сметь,

Если можете в нем завять.

 

Подожгите фитиль языка!

Разожгите огонь в голове

Пусть приятно мысли трещат,

Да в глазах угольки горят.

 

Врач хмыкнул и отпарировал:

Зато я доктор Айболит

У меня любой родит!

    Мы посмеялись. А затем он улыбаясь продолжил: вот и симптомы. ″Глаза горят″ - очевидное возбуждение при маниакальном синдроме, а ″мысли трещат″ - звуковые галлюцинации. Я, кстати, читал ваши статьи, где вы рекомендуете практику умирания. Наверное, депрессии у вас тоже не редкость? Это уже сигнал о суицидально-маниакальных наклонностях. А ведь нормальный человек должен думать не о смерти, а о жизни.

    - Не могу с вами согласиться – отозвался я – Жизнь неотделима от смерти. И только на ее контрастном фоне можно правильно расставить значимости своего существования.

    Вообще-то, эволюционные преемники человека, в далеком будущем, будут иметь возможность по собственному осознанному выбору рождаться или покидать этот мир, сохраняя при этом неразрывность памяти о своих состояниях. И под этим следует понимать лишь управление сознания собственными оболочками, а значит, и выбор мира пребывания.

    Я ведь не призываю к самоубийству, хотя и не отрицаю права на него в определенных условиях. Речь идет лишь о процессе умирания одних состояний сознания ради рождения других, более углубленных. Это духовное перерождение через смерть определенных элементов личностной структуры. Конечно, оно чрезвычайно болезненно, можно сказать, мучительно. И на той фазе, когда старое почти умерло, а новое еще неопределенно, обязательно начинается тяжелейшая депрессия. Мастерство психических трансформаций приходит, когда практикующий обнаруживает мета состояния: над радостью и страданием. В них, в безопасности, он продолжает совершать свой труд. И когда переход будет совершен окончательно, то сможет вернуться вниз и насладиться там радостью обновления.

- Я так и знал – продолжал гнуть свою линию доктор – При истинном суициде намерение покончить с собой развивается в течение длительного времени — подготовка к нему может занимать от нескольких дней до нескольких лет. Суицидент долго анализирует причины и возможные последствия самоубийства, рассматривает различные способы и оценивает их эффективность и надёжность, планирует наиболее надёжный сценарий суицидального действия.

Непосредственно перед актом самоубийства у суицидента может проявиться так называемое терминальное поведение — человек как бы «приводит в порядок» свою жизнь: отдаёт долги, закрывает счёт в банке, просит прощения у давних врагов, затевает генеральную уборку в квартире и т. п. Неудавшиеся самоубийцы склонны доводить начатое до конца.

Как правило, псевдосуицид совершается в состоянии аффекта и является не столько попыткой лишить себя жизни, сколько «криком о помощи», попыткой обратить на себя и свои проблемы внимание окружающих.

Среди причин самоубийств могу назвать следующие:

§  Неурядицы в личной жизни:

§  тотальный неуспех в романтических или сексуальных отношениях;

§  несчастная любовь;

§  смерть кого-то из родных или друзей;

§  доведение до самоубийства

§  целенаправленная травля, угрозы, унижения;

§  физические издевательства, изнасилования, побои;

§  непонимание окружающими, одиночество;

§  проблемы на работе, финансовые проблемы;

§  аутинг (публичное разглашение личной информации о сексуальной ориентации или гендерной идентичности человека против его желания и согласия);

§  Нереализованность в жизни (творческая, профессиональная, романтическая).

§  Потеря смысла жизни;

§  Потеря интереса к жизни, усталость от жизни;

§  Проблемы со здоровьем (эвтаназия в штате Флорида, США, также формально является самоубийством, так как, согласно закону, больной должен вводить препарат себе сам).

§  Религиозный фанатизм (обычно распространённый в сектах), ритуальное самоубийство.

§  Идеологические (политические, неприятие ценностей социума в целом).

§  Военные (действие по нанесению урона противнику, которое невозможно совершить, не погибнув; самоубийство с целью избежания плена; терминологически самоубийством является и самопожертвование с целью спасения боевых товарищей).

§  Вынужденное самоубийство (по приговору суда, под угрозой мучительной смерти или расправы с близкими родственниками;

§  Боязнь наказания (страх осуждения со стороны родных или общества у разоблаченных преступников).

§  Самоубийство для сохранения чести (харакири).

§  Подражательное самоубийство (после аналогичных смертей известных личностей или литературных персонажей);

§  Желание начать жизнь заново (для верящих в реинкарнацию).

 

     - Переживания романтического и сексуального характера, способные убить, относятся к ″подростковому периоду″ духовного развития. В период буйства чувственно-эмоциональной сферы и половых гормонов на фоне отсутствия мудрости и качественного самоанализа. Религиозный и идеологический фанатизм – прибежище умственно отсталых. Тут даже не о чем говорить. А вот самоубийство с целью перерождения является стратегической ошибкой. Во-первых, реинкарнация – лишь одна из наиболее вероятных моделей реальности, а во-вторых, бессмысленно, без особых на то причин, приближать физическую смерть – она сама придет, но в свое время. Особые причины: безысходные физические мучения и психологические унижения,  дающие человеку моральное право на волевое прекращение жизни. В последнем случае, смерть можно реализовать в бою, забирая с собою и врага, или следуя нравственности всепрощения: простить его. Этот выбор самостоятелен и правильность его зависит от особенностей личности.

      Пожалуй, из перечисленного вами списка могу выделить, в качестве причин эзотерической практики умирания, потерю смысла жизни, нереализованность, утрату интереса к жизни и усталость от нее. Однако эти причины недостаточно вески для физического самоубийства. Перечисленное характеризует естественный для духовно развивающегося человека психологический кризис, который тот обязан преодолевать. Не механически заставлять себя радоваться, не думая о неприятном, а решать проблемы на глубинном уровне своего мировоззрения и самоощущения.

- Тогда, голубчик, давайте поговорим подробнее о предсмертии. Доктор Кублер-Росс, занимавшаяся уходом за умирающими больными, выделяет пять эмоциональных стадий, через которые проходит умирающий человек: отрицание, гнев, ведение переговоров, депрессия и примирение с мыслью о неизбежной смерти. Стадии могут видоизменяться или частично отсутствовать, протекать с разной скоростью, однако схема в целом позволяет понять, что переживает умирающий. Вас же попрошу прокомментировать каждый пункт:

Отрицание. Узнав свой смертельный диагноз, человек, как правило, не может смириться с тем, что с ним происходит что-то ужасное. Он не может принять тот факт, что его болезнь смертельна. Период отрицания продолжается до тех пор, пока шок от полученной информации не заставит обреченного человека отложить этот вопрос, чтобы вернуться к нему позднее, когда он будет эмоционально к этому готов. Некоторые люди мечутся между отрицанием и реальностью.

- Я думаю, что здесь остро встает противоречие между личной пси-моделью своей судьбы и навязыванием нежелательного и неуправляемого события. Человек, как правило, ищет пути изменения такой участи, но если терпит поражение, то смиряется, т.е. изменяет свою пси-модель будущего. Проблема в том, что человеческое сознание занимает относительно рока мета позицию лишь в плане осознания, но не имеет достаточно рычагов воздействия. Это эволюционная неразвитость.

Эзотерику рекомендуется достичь состояния активного смирения, т.е. когда он собран, избавлен от переживаний, и внутренне готов встретить испытание. Это своеобразное намерение, вводящее его в состояние смерти до ее физической реализации. Подобное приводит практикующего в состояние соответствия реальности и пси-резонансу, трансформирующему обычную смерть в этап духовной практики, чем, по моему мнению, достигается некоторое управление и в посмертных состояниях тонких миров. 

- Гнев. Часто обреченный человек, узнав о том, что ему предстоит, испытывает сильный гнев. Этот гнев может быть выражением страха и нежелания смириться с диагнозом. Иногда, кажется, что гнев больного направлен на близких, тех, кто рядом, но это не так. Некоторые люди в этой стадии ропщут на Бога. Для этой стадии характерен вопрос: "Почему я?" Или: "Что я такое сделал и чем я это заслужил? За что мне такое наказание?".

- Кроме причинно-следственных связей событий собственной судьбы, в нее врываются события чужих судеб и кармических последствий более высокого уровня, чем индивидуальный. Естественно, что эти элементы делают, выстроенную человеком жизнь неопределенной в своем будущем. Но у человека нет, и не может быть, сто процентного контроля над своей судьбой и осознание этого факта есть важным элементом его практики. Здесь также имеет место в чем-то примитивное представление о Сверхличности Бога и взаимоотношениях с ним человека. Примитивность в механическом переносе человеческих качеств на Сверхличность. Бог ни добр, ни зол. А смысл часто лежит на уровне выше нашей осведомленности или превращается в свою противоположность, порождая неопределенность.  

Ведение переговоров. Человек просит у Бога время для завершения важных дел. Человек хочет дожить до существенных для него событий. Человек дает Богу обещание, что, если он доживет или вообще не умрет на этот раз, то тогда он сделает то-то и то-то. Например, он может думать или говорить: "Если я только доживу до свадьбы дочери, я буду готов покинуть этот мир. Я больше ничего не попрошу". Просьба может быть столь горячей, а желание столь сильным, что известно множество случаев, когда человек просимое получал, до ожидаемого доживал и успевал закончить начатые и незавершенные дела.

- Это типичные попытки управления судьбой посредством теургически направленного намерения. Обратите внимание, что самопожертвование в одном, может дать выигрыш в другом. На этом основана и неоэзотерическая методика духовного умирания. Она позволяет смягчить судьбу, а то и отсрочить реальную смерть.

Депрессия. Во время депрессии человек испытывает страх, подавленность, беспомощность, грусть. Переживает приближающееся время разлуки с близкими, со всем, что ему дорого в этом мире. Подводит итоги жизни. Иногда на этом этапе больной уходит от реальности, отчуждается от всего, не проявляет интереса к окружающему. Эта стадия может утяжелиться у тех, кто по тем или иным причинам не может или не хочет выразить свои чувства окружающим.

- Обычный человек видит в депрессии один негатив, а эзотерик может использовать ее силу, чтобы как можно глубже войти в состояния земной смерти ради раскрытия духовно-теургического самосознания. Т.е. практикующий не бежит от материальной реальности, а идет сквозь неё. Подводить же итоги жизни человек, если он человек, должен и без того довольно часто. Ведь смерть всегда рядом и в обычной жизни. А если за полгода нет никаких итогов, то может такому человеку и жизнь-то не нужна? Впрочем, я утрирую. Существует немало людей, чей смысл жизни заключен не в их личном совершенствовании.

- Примирение с мыслью о неизбежности. Часто после тяжелой борьбы наступает примирение с фактами. Это примирение может принести спокойствие. Происходит примирение с мыслью о неизбежности перехода от жизни к смерти. Вообще, на восприятие человеком своего диагноза и прогноза влияют многие факторы: религиозность, возраст, длительность заболевания, культурные традиции, воспитание, окружение и др.

Чем старше умирающий человек, тем естественнее воспринимается его смерть. Когда умирает старый человек, проживший длинную жизнь, его смерть, чаще всего, ожидаема, принимаема и понимаема. Самими пожилыми людьми смерть, как правило, воспринимается как часть жизненного цикла. Чем моложе человек, тем драматичнее и неестественнее кажется его смертельное заболевание. Особенно тяжелыми переживаниями сопровождается смерть детей, воспринимаемая как несправедливая трагедия.

Чем дольше и тяжелее болеет человек, тем легче воспринимается сообщение о приближающейся смерти. Если сообщение о диагнозе застает человека недавно и не сильно заболевшего, то реакция всегда бывает очень бурной.

Известие о скорой смерти всегда обращает человека к вечным, глубоким, основополагающим вопросам бытия. Существенно отношение к жизни и смерти, заложенное еще в детстве.

Переживания умирающего зависят и от того, как он прожил свою жизнь: в полную ли силу, не испытывает ли он сожалений? Осуществил ли свои надежды и мечты? Была ли его жизнь целенаправленной?

- Считаю, что чем раньше по жизни человек принял (осознал) со смертью, как естественной чертой земного бытия, тем более разумный и глубокий по содержанию путь он может себе спланировать. Созданное намерение должно иметь настройки желаемых качеств жизненного пути, а в какие конкретно это выльется формы, будет видно со временем. Если человек жил с полной отдачей сил, то смерть для него становиться, в какой-то мере, даже желанной. Как некий отдых от векового напряжения душевных сил.

 

    Пришел в палату уставшим. Сел за стол и … вдруг грохнулся на пол. Медиум-экстрасенс Вася в последнюю секунду успел выдернуть из-под меня стул. Я в бешенстве от боли вскочил и уже хотел навесить ему тумаков, как натолкнулся на его ясный и благожелательный взгляд. ″Я тебе – говорит - жизнь спас. Стул стоял на пересечении негативных линий – в энергетической яме, и ты мог тяжело заболеть".

    Во мне боролось чувство мести и милосердие. Решил их совместить и отвесил-таки медиуму хорошего подзатыльника. Тот удивленно возопил: ″За что!?" И я, подражая ему, заговорил миролюбивым тоном: ″Теперь и я тебе спас жизнь. Ты ведь стул мой руками трогал? А он напитался негативной энергии, которая закрыла тебе канал сахасрары. А я эту пробку выбил". После чего он видел во мне своего спасителя и постоянно поминал в своих заупокойных молитвах.

 

    Беседа 3

    - Я решил продолжить с вами беседу на тему смерти – задумчиво сказал доктор – Расскажу вам кое-что полезное.

    Влечение к смерти (инстинкт смерти)  — понятие психоанализа, предложенное З. Фрейдом для обозначения наличия в живом организме стремления к восстановлению первичного (неживого, неорганического) состояния. Противопоставляется влечению к жизни. В некоторых случаях отождествляется с агрессивным влечением, или же энергией мортидо.

    Фрейд писал: «„Влечение“ воспринимается нами как понятие, которое находится на границе между душевным и физическим, является физическим представителем раздражения, которое берет начало внутри тела и проникает в душу, становится своеобразным определителем работы, которую необходимо проделать психике благодаря её связи с физическим».

    Согласно теории психоанализа, каждое влечение имеет цель, объект, источник. Целью влечения является удовлетворение, которое достигается путём максимально возможного уменьшения его напряжения. Объект влечения — такой объект, с помощью которого влечение достигает своей цели. Источник влечения — это процесс возбуждения в любом органе или части тела, который на психическом уровне проявляется собственно влечением.

    Разработкой теории влечений Фрейд занимался на протяжении всей своей творческой жизни. Развитие его взглядов по данной проблеме отражено в ряде работ и позднее получило название первой и второй дуалистической теории влечений (драйвов). Влечение к смерти было сформулировано и включено в систему влечений только во второй дуальной теории.

    Первая дуалистическая теория влечений. Инстинкт самосохранения, направленный на сохранение индивида, противопоставлялся половому влечению, направленному на сохранение вида. Однако, в дальнейшем при исследовании проблем нарциссизма, мазохизма и агрессивности, возник ряд противоречий, обусловленный данным противопоставлением влечений. Неудовлетворенность первой дуалистической теорией, заставил Фрейда пересмотреть свои взгляды.

    Вторая дуалистическая теория влечений. Основные положения второй дуалистической теории были сформулированы в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920).  Тема деструктивности и влечения к смерти неоднократно поднималась и обсуждалась в психоаналитической среде. Согласно новой теории, влечение к смерти (агрессивность) противопоставлялось влечению к жизни, которое включало сексуальные инстинкты и инстинкты самосохранения. «Если мы примем как не допускающий исключения факт, — писал Фрейд, — что всё живущее вследствие внутренних причин умирает, возвращается к неорганическому, то мы можем сказать: целью всякой жизни является смерть, и обратно — неживое было раньше, чем живое… Некогда какими-то совершенно неизвестными силами пробуждены были в неодушевлённой материи свойства живого… Возникшее тогда в неживой перед тем материи напряжение стремилось уравновеситься: это было первое стремление возвратиться к неживому»

    Карл Меннингер в работе «Война с самим собой» (1938) рассмотрел различные формы саморазрушающего поведения, которые он разделил на собственно самоубийство, хроническое самоубийство (аскетизм, мученичество, неврастения, алкоголизм, антисоциальное поведение, психозы), локальное самоубийство (членовредительство, симуляция, полихирургия, преднамеренные несчастные случаи, импотенция и фригидность) и органическое самоубийство (соматические заболевания). В каждом из этих случаев Меннингер усматривал факт наличия влечения к смерти.

    - Хочу заметить, - решил вклиниться в монолог я, - что закон возрастания энтропии (меры хаоса, дезорганизации, потери энергии и информации) выражает собою вполне реальные физические закономерности. Они присутствуют и в теле, и в мозге, и в полевом носителе сознания. А значит, они отражаются и на психическом состоянии субъекта в виде устремления к несуществованию.  Так что диалектический подход к влечению жизни и смерти верен. А вот само влечение рассматривается мною (NZ) как психическое напряжение между полюсом страдания и удовольствия. Это психическое измерение, в котором пребывают все пси-объекты.

    - Существуют и альтернативные точки зрения – продолжил доктор:

    И.И. Мечников в рамках развиваемой им теории ортобиоза ввел термин «инстинкт смерти» или «инстинкт естественной смерти». Ученый утверждал, что при условии гармоничного, здорового течения жизнедеятельности, инстинкт жизни имеет свое естественное угасание и в период преклонной старости (после 70-80 лет) он сменяется инстинктом смерти, характеризующимся «удовлетворению уже отжитой жизнью и потребностью небытия». Такую смену векторов И.И. Мечников считал неким идеалом здорового и сбалансированного проживания жизни, который достигается далеко не каждым. Причину того, что инстинкт смерти не обнаруживается у человека повсеместно, ученый видел в ранней смертности, болезнях, дисгармонии инстинктов. В монографиях «Этюды о природе человека» и «Этюды оптимизма» И.Мечников постарался собрать отдельные примеры переживаний людей преклонного возраста в период проявления инстинкта смерти.

    ″…Инстинкт смерти, очевидно, в потенциальной форме, гнездится в природе человеческой. Если бы цикл жизни людской следовал своему идеальному, физиологическому ходу, то инстинкт естественной смерти появлялся бы своевременно — после нормальной жизни и здоровой, продолжительной старости. Вероятно, этот инстинкт должен сопровождаться чудным ощущением, лучшим, чем все другие ощущения, которые мы способны испытывать. Быть может, тревожное искание цели человеческой жизни и есть не что иное, как проявление смутного стремления к ощущению наступления естественной смерти. В нем должно быть нечто сходное с неопределенными чувствами молодых девственниц, предшествующими настоящей любви." — И.И. Мечников ″Этюды о природе человека″ (1903г.)

    Предположение И.И. Мечникова о положительных ощущениях сопровождающих влечение к смерти отчасти подтверждается в исследованиях переживаний людей перенесших клиническую смерть (т.н. околосмертные переживания).

- Если трактовать инстинкт как генетически заложенную программу поведения (влечения), то это значит, что человек в определенной ситуации начинает желать и искать смерти, получая от этого удовлетворение. Я сомневаюсь в наличие такого инстинкта, а подобные влечения возникают как естественная реакция человека на падение качества жизни ниже допустимого в его понимании уровня. Продолжайте, доктор, - это интересная тема.

    - Среди современных глубинно-психологических концепций, которые не только опираются на теорию влечения З.Фрейда, но и предпринимают попытки существенного пересмотра и развития основных её идей, можно назвать «сводную формально-логическую модель психоаналитической теории влечений Либидо и Лета» Корделии Шмидт-Хеллерау и «монистическую тифоаналитическую концепцию влечения к смерти» Ю. Р. Вагина.

    В работе «Влечение к жизни и влечение к смерти. Либидо и Лета» (1995) Шмидт-Хеллерау проводит фундаментальную ревизию фрейдовской метапсихологии и создает на её основе современную модель психики. С точки зрения автора, влечение — векторная величина, которая определяет направление влечения лишь в одну сторону. От этого направления оно может отклоняться, но никогда не может быть устремлено обратно, что исключает фрейдовское понимание влечения к смерти как «стремления к восстановлению прежнего состояния». Кроме того, нельзя определить наличие у влечения цели, так как это означает присутствие у него некой «памяти». Но «память» имеется лишь на уровне структур, которые не являются влечениями. По мнению Шмидт-Хеллерау влечение к смерти не тождественно деструктивному влечению, которое представляет собой комплекс, включающий влечения и вытеснения, элементы влечения, восприятия и двигательной разрядки. Также она предлагает отказаться от понятия «агрессивное влечение», рассматривая агрессию как аффективный акт или аффект, связанный с самосохранением или сексуальностью.

    Шмидт-Хеллерау приходит к выводу об интровертивном характере влечения к смерти, подразумевающем бездействие. Влечение к смерти исподволь способствует вытеснению активного влечения к жизни и тем самым вносит свою лепту в процесс поддержания организменного баланса. Исходя из пассивного характера влечения к смерти, энергию этого влечения Шмидт-Хеллерау предлагает назвать Летой, подчеркивая в этом мифологическом образе присутствие забвения (вытеснения) и обращенность влечения во вовнутрь, в сторону бессознательного.

     Монистическая теория влечений (тифоанализ, 2003 г) Ю.Вагина. С точки зрения Ю.Вагина убежденность в наличии влечения к жизни у биологического организма — фундаментальная ошибка современной биологии, психологии и психоанализа. Главной особенностью тифоанализа является отказ от классической дуалистической концепции влечений психоанализа и опора на оригинальную монистическую концепцию влечений. Согласно положениям тифоанализа живой организм не обладает влечением к жизни, тенденцией (влечением) к жизни обладает неорганическая материя, которая при определённых условиях порождает жизнь, как одну из форм своего существования, жизнь имеет внутреннюю тенденцию к возвращению в свое изначальное неорганическое состояние, которую Фрейд обозначил как влечение к смерти, все психические процессы и поведение в норме и патологии мотивированы первичным влечением к смерти. Тифоанализ предлагает естественнонаучную и материалистическую ориентацию исследования проблемы влечения к смерти и кроме психоаналитической методологии, опирается на данные исследований по биологии, физиологии, биотермодинамике. Ю.Вагиным предложен ряд новых концептуальных решений проблем страха, агрессии, инстинкта самосохранения.

    И что же вы думаете по этому поводу? – спросил Юрий Владимирович меня.

    - Конечно, спасибо вам за лекцию. Но не надо пугать меня терминами типа ″тифоанализ″. А мнение мое таково, что Кесарю Кесарево, а Богу Богово. Иначе говоря, неорганические процессы и биологические, материальные процессы и психические идут в единой связке, но не стоит одними полностью объяснять другие. Каждое имеет свою степень свободы и специфику.

 

    В палате ко мне подошел медиум Василий. Оказывается люди – это бактерии в желудке Бога. Желудок – это материальная реальность, а мы помогаем Всевышнему усваивать психическую пищу.

-         Как?

-         Самою своею жизнью!

    Поэтому – он постучал себя по голове – хорошо пережевывай мысли!

 

     Беседа 4

    Мы с доктором постепенно подружились. И он рассказал о проблемах самого понятия о сумасшествии:

    - Честно говоря, нет точных критериев того, что человек уже психически болен, или еще здоров. Как и нет точных критериев выздоровления. Есть довольно широкая полоса пограничных состояний. Имеются даже не академические теории. Некоторые читают, что психиатрические пациенты не больны, а скорее являются личностями «с нестандартными мыслями и поведением», доставляющими неудобства обществу. Предполагается, что общество нарушает справедливость в своём стремлении контролировать их, классифицируя их поведение как «болезнь» и подвергая лечению в попытке социального контроля. И тогда, шизофрении в действительности не существует - это лишь социальный конструкт, основанный на представлениях общества о нормальном и ненормальном.

    Оригинальную концепцию шизофрении предложил некто Джулиан Джейнс. Он предположил, что до начала исторического времени шизофрения или схожее состояние являлось нормальным для человеческого сознания, при этом нормальное состоянии низкого аффекта, подходящее для рутинных действий, прерывалось в моменты кризиса появлением «загадочных голосов», отдающих инструкции, что считалось «вмешательством богов». Исследователи шаманизма допускают, что в некоторых культурах шизофрения или родственные состояния могут предрасполагать человека к выбору роли шамана; переживание доступа к множественным реальностям нередко встречается при шизофрении, являясь также ключевым опытом во многих шаманских традициях.

    Существует предположение, согласно которому шизофрения может быть эволюционной расплатой человечества за левополушарную специализацию, связанную с появлением языка, поскольку у шизофреников наблюдается меньшая функциональная ассиметрия полушарий мозга, чем у здоровых людей, а домирование левого полушария мозга связано, прежде всего, с его языковой специализацией.

Критики диагноза указывают на неустойчивость критериев, особенно ярко проявляющуюся при оценке бредовых убеждений и расстройств мышления.

    - Вообще говоря, шизофрения – это многоплановое явление, а само понятие расплывчато и требует уточнения в каждом конкретном случае. Пограничные же состояния вполне могут относиться и к психическому здоровью, лежащему за нормой.  – согласился я – Если вы лечите от ненормальности, то я помогаю избавиться от нормальности, в смысле стандартности. Но выход за стандарт граничит с болезнью, и где та черта? Недаром среди называющих себя эзотериками немало психов или, наоборот, посредственностей, маскирующихся под оригиналов. Считаю, что душевнобольные – это люди, утратившие метапозицию: контроль над способностью управления степенью спонтанности своих состояний.

    В то же время, помешательство иногда путают со сверхспособностями и, в частности, гениальностью. Когда отрыв от общепринятого понимания реальности столь велик, что оно воспринимается как ненормальное. Тогда задача такого человека проложить логико-смысловой путь от обычного мировоззрения к собственному, так чтобы он стал понятен людям.

 

    Это был мой последний день в клинике.

    Зашел попрощаться в палату. Мессия второго пришествия Петрович сообщил мне страшную тайну. Оказывается, не все люди имеют душу. На всех душ не хватает. Фактически, такие бездушные люди - чисто биологические существа. А человеческая личность  - это ведь не душа, а форма для плотского восприятия своего бытия. Люди без души живут этой жизнью, а те, кто с душой живут внутри этой жизни.

    - А как распознать, у кого она есть или нет? – заинтересовался я

    - Очень просто. У кого души нет, смотрят глазами, а у кого есть, те смотрят через глаза. Ты присмотрись. Но наличие души или ее отсутствие ничего не говорит о том, хороший человек или так себе. Это тебе я говорю: Посланник божий – он многозначительно посмотрел вверх и указал направление мизинцем .

    Я почесал затылок: ″А я слышал, что, наоборот, душ очень много, а тел мало и идет соперничество за право воплощения?"

    - Совершенно верно! – подтвердил мысль Петрович – но не все души – это души. Большинство – это зародыши душ, которые только формируются в телах, как в инкубаторе. И даже утратив или попав в физическое тело, они часто не успевают дозреть, потому что им недостает качественной духовной пищи для своего развития.  Так что те, у кого недоразвитые эмбрионы я за наличие души не принимаю. А у некоторых, эмбрион души вообще может испортиться и протухнуть. Это тебе я говорю: Посланник божий – его лицо озарено сияло, но затем он напрягся – Только никому об этом не говори. Это секретная информация!

    Тебя же, раб божий, благословляю. Можешь поцеловать мне руку. И протянул мне свою волосатую лапу.

    А что, довольно заманчивое предложение!

Продолжение темы в рассказе 7. Сумасшедший дом 2    Оглавление. Вступление.

©  А.В. Кундин www.NeoEsoterik.org Рассказ написан с элементами кражи интеллектуальной собственности из области психиатрии. С течением моей болезни можно ознакомиться в книге 2