Учение Саи Баба

NZ-комментарии на учение Саи Бабы (по материалам википедии).

www.NeoEsoterik.org
Са́тья Са́и Баба́ (при рождении — Сатья Нараяна Раджу; 23 ноября 1926 — 24 апреля 2011) — духовно-религиозный деятель Индии, гуру, духовный учитель, который почитался своими последователями как чудотворец, аватара, воплощение Бога. Сатья Саи Баба был одной из самых заметных и противоречивых фигур в индийской духовной, социальной и политической жизни, он привлёк большое число последователей из средних и высших слоёв общества, в том числе «наиболее богатых, образованных и подверженных влиянию западных идей» индийцев: от президентов и премьер-министров до известных артистов. Помимо многочисленных приверженцев у Сатья Саи Бабы были и недоброжелатели, однако, согласно изложенному в информационном сообщении Генерального консульства России в Ченнаи мнению, их критика не сказывалась на популярности Саи Бабы.

NZ-комментарий. Любое событие рождает в обществе полное пространство (или спектр) мнений. Для кого-то это событие сверхзначимо, кто-то говорит об иллюзорной важности, а кому-то вообще безразлично или даже неизвестно о произошедшем. Это, лишний раз, говорит об относительности оценки полезности для человечества любого открытия и, в частности, нового учения. Истинная его ценность не в количестве почитателей, а в новизне качества содержания и насколько оно реально меняет (или может изменить) сознание и быт человечества. //

 Биография

 Детские годы и провозглашение миссии

Шри Сатья Саи Баба родился 23 ноября 1926 года в небольшой деревне Путтапарти, Южная Индия) в семье потомственных актеров. Его назвали Сатья Нараяна Раджу. Он учится в школе Ураваконде, с детства знал английский язык, а также был активистом бойскаутского движения, увлекался театральным искусством, музыкой, поэзией и актёрским мастерством.

8 марта 1940 года считается началом его восхождения как религиозного деятеля. Тогда, на следующий день после всеиндийского праздника Великой Ночи Шивы (Маха-Шиваратри) около 7 часов вечера Саи Бабу, по его словам, ужалил в ногу большой чёрный скорпион, в результате чего он испытал состояние, близкое к коме, хотя позднее отрицал, что это был именно скорпион. В течение двух месяцев его мучили сильные боли, и он периодически терял сознание. После этого у Сатьи возникли, по мнению окружающих, способности к целительству и предсказаниям. Хотя родители считали, что в мальчика вселился злой дух и даже приглашали экзорцистов. Сообщают, что он начал цитировать изречения на санскрите, которого он раньше не знал.

Четверг 23 мая 1940 года считается днем начала публичных чудесных представлений Сатья Саи Бабы. Собрав близких и соседей, он вручил им сладости и цветы, добытые «из ниоткуда», и объявил: «Я больше не ваш Сатья. Я — Саи Баба. Я из рода Бхарадваджа, и явился, чтобы отвратить все ваши беды». Сказав это, он «собрал из воздуха» пригоршни вибхути и рассыпал его во все стороны. Затем взял из корзины горсть цветов жасмина и бросил на пол: «Смотрите». И присутствующие увидели, как упавшие цветы образовали слова «Саи Баба» и прозгласил себя Аватаром, а также перевоплощением (реинкарнацией) индийского святого Шри Саи Бабы из Ширди (ск. 1918), проповедника равенства людей и сторонника единства мусульман и индусов.

20 октября 1943 года 16-летний Сатья Нараяна Раджу объявил, что покидает родителей и брата, так как его преданные ждут его: «Я ухожу. Я больше не принадлежу вам. Отныне я принадлежу всему миру. Майя (иллюзия) спала. Мои последователи ждут меня. Мне предстоит большая работа. Я не могу больше оставаться здесь». И, оставив родительский дом, приступил к выполнению своей миссии.

NZ-комментарий. Проповеди рассчитаны на массы, которые не в состоянии оценить глубину и истинность учения, а ориентируются на сверхспособности человека как на верный признак его божественного или потустороннего происхождения. Да и сами проповедники, если они не прожженные обманщики, начинают верить в свою предназначенность на основе все тех же сверхспособностей. Более того, даже если бы Баба проповедовал гениальное учение, но не проявлял их, то на него бы никто не обратил внимания. А поэтому тот, кто не имеет чем удивить, придумывает о себе легенды. Позднее, за него это делают его последователи. Так было и будет в любой религии.//

 Юность и зрелые годы

Он долго путешествовал по Южной Индии, собирая вокруг себя последователей. С 1952 по 1957 год молодой Сатья Саи Баба совершает множество поездок по стране, посещая священные места Индии. В 1950 году он основал свой первый ашрам у себя на родине, в тогда еще деревне Путтапарти, который назвал «Прашанти Нилаям» «Обитель Великого Мира», ставший ныне главным центром духовного движения Сатья Саи Бабы. В 1957 году в Венкатагири состоялась 9-я Всеиндийская духовная конференция, выступая на которой Сатья Саи Баба заявил с трибуны, что человек должен трансформироваться от религиозной или духовной жизни к божественной жизни (?). Провозглашает, что его миссия по восстановлению Дхармы и спасению человечества началась.

В 1963 году Сатья Саи Баба перенёс первый инсульт. После выздоровления, Сатья Саи Баба выступил с лекцией, объявив, что он возродится как Према Саи Баба (en:Prema Sai Baba) в соседнем штате Карнатака

В 1970-е годы реализуются несколько образовательных проектов: в Путтапарти и Бриндаване открываются средняя школа, колледж и Университет высших знаний, а также аудитория Пурначандра в Прашанти Нилайям. В начале 80-х годы Сатья Саи Баба начинает читать ежегодный курс лекций «Летние ливни Бриндавана», готовит к изданию серию своих книг «Вахини». В 1981 году, на 3-й Всемирной Конференции был принят Устав Организации Сатья Саи. В 1985 в Путтапарти открывается Планетарий, а в 1990 — Музей всех религий.

В феврале 1999 года во время праздника Маха-Шиваратри Сатья Саи Баба произвел публичное рождение золотого лингама (Хираньягарбха), который появился из его рта, и в последующем выступлении заявил «Тот, кто увидел этот лингам в момент его появления на свет, тот никогда не родится вновь!» (то есть обретает мокшу, или освобождение).

NZ-комментарий. Тактически верный ход: инсульт трактуется им не как слабость организма, а перерождение. И это верно, ведь последователи не прощают слабости своим лидерам, они хотят видеть их всесильными. Впрочем, приближение к смерти, вследствие тяжелой болезни или смертельно опасного события может трактоваться эзотериком как перерождение, но только в случае, если это привело к существенным духовным его преобразованиям: качественно новым намерениям и осознаниям.

 К чести Бабы он не только умело организовал спонсирование своей религии, но и активно занимался благотворительной деятельностью. А спасение всех подряд через золотое яичко – верх духовной и теургической практики, четко указывающий на шоу.//  

Последние годы и кончина

В 2003-м после перелома бедра Сатья Саи Баба частично теряет подвижность, и в дальнейшем он будет появляться на даршанах на специальном кресле или машине. В 2005 году разразился скандал, вызванный трансляцией корпорацией BBC документального фильма «Секретный свами» (Secret Swami), в котором освещались обвинения в адрес Сатья Саи Бабы. Фильм транслировался во многих странах мира, включая и Индию. Сам Сатья Саи Баба игнорировал эти обвинения, называя их «карканьем ворон», но в суд на BBC не подавал.

В августе 2006 впервые в Прашанти Нилайям Сатья Саи Баба проводит девятидневный ритуал «Ати Рудра Маха Яджна», посвященный освобождению человечества, а в январе 2007, в Мадрасе — второй ритуал.

В конце марта 2011 года 84-летний Сатья Саи Баба был госпитализирован из-за сердечного приступа в один из своих медицинских центров, где по прошествии трёх недель скончался 24 апреля 2011 года не приходя в сознание. Причиной смерти стала сердечная недостаточность (первый инсульт Сатья Саи Баба перенёс в 1963 году), а также болезнь лёгких и почек. Он заявлял, что умрет в возрасте 96 лет (в 2022 году). По мнению последователей Сатья Саи Баба ушёл из жизни в возрасте 96 лет, только не по солнечному календарю, а по индийскому лунному. Сатья Саи Баба никогда не был женат и не имел детей.

NZ-комментарий. Сомнительно, чтобы какой-то ритуал, даже очень священный, спас человечество от его собственного несовершенства. Эффект не больший, чем когда попы святят автомобили, чтобы те не попадали в аварию. Как видим, божественность Бабы не спасла его от старости и болезней, как, впрочем, и всех других мессий и пророков. Но то, что Баба очень рано проявил себя как проповедник, не был женат и не имел детей, подчеркивает его предназначенность.//

 Учение Сатья Саи Бабы

Общие положения

Целостное изложение учения Сатья Саи Бабы в виде отдельного издания отсутствует. В своих лекциях Сатья Саи Баба обращается к опыту мировых религий и приводит примеры историй из священных писаний индуизма: «Рамаяны», «Бхагавад-гиты», «Махабхараты».

 Учёные относят учение Сатья Саи Бабы к направлению Нью-эйдж, а также к модернизированному индуизму, а самого Сатья Саи Бабу называют нео-гуру.

Учение Сатья Саи Бабы базируется на представлениях Адвайта-веданты (а-двайта — дословно «недвойственность», «не-дуализм»), которая утверждает, что в основе мира лежит Брахман (Абсолют), не имеющий ни начала, ни конца, в то же время духовная сущность человека, воспринимаемая как единое сознание и называемая Атманом, согласно адвайте, считается тождественной Брахману. Сущность предельной религиозной задачи человека состоит в осознании этого тождества, чему мешают ложные оболочки, стереотипы, материальные наслоения, обобщаемые термином майя.

 NZ-комментарий. Идеи Веданты являются основополагающими для всех религиозно-философских учений мира, потому что в ней задействована фундаментальная логика человеческого мышления: единоначалие и диалектика противоположностей. Мы, современные исследователи, можем лишь развивать и уточнять интуитивно-образное прозрение наших великих предков.// 

В духе адвайта-веданты Сатья Саи Баба разделяет мир на мир истинный и мир иллюзорный, которые раскрывают себя как частичные проявления одного и того же неделимого Сознания. Эти миры не отгорожены друг от друга непроницаемой стеной, они дополняют друг друга, объединяясь в Единую Полноту. Индивидуальные души (дживы) для Сатья Саи Бабы — это дополнения, возникающие из Целого (Парабрахмы).

NZ-комментарий. Неоэзотерикой подробно описывается появление уровней существования Абсолюта и механизм взаимодействия сознания со своими оболочками, а также практика с ними.//

А. Л. Дворкин отмечает, что учение Сатья Саи Бабы построено на антропологии монизма, поскольку Сатья Саи Баба прямо заявлял, что: «Мы по природе своей не ограничены временем и пространством, ибо наша подлинная сущность безгранична, неизменна и непреходяща. …наше подлинное бытие суть бесплотное состояние чистой любви к ближнему.» Однако, несмотря на постоянный упор Сатья Саи Бабы на единосущность человека и Абсолюта, он, в то же время, постоянно настаивал на своей исключительности и качественном отличии от «просто святых», поскольку считал, что с помощью неких усилий сумел раскрыть в себе божественную сущность.

NZ-комментарий. Многим учениям свойственно смешивать уровни реальности. Когда они утверждают, что наше человеческое сознание по своей природе абсолютно, то забывают о другом своем утверждении: в абсолюте, душа растворена полностью. На самом деле, мы можем достигать, где-то в глубине своего сознания, состояний подобных абсолютному, но полностью отождествившись с ним, мы бы исчезли как индивидуальное бытие.

Стремление выделить свою особую значимость среди святых понятно в условиях серьезной конкуренции между ними. Но если это так, то должно быть подтверждено чем-то существенным. Удивить известных мессий сверхспособностями трудно. А учение адвайты о единстве всех религий известно давным-давно. Хотя не все еще об этом знают. Видимо, трудно доходит.// 

 

Знание, которое позволяет нам понять мир как Единое, Сатья Саи Баба называет Видьей. Видья — внерациональное знание, сверхрациональная интуиция, рассеивающая незнание (авидью) и являющаяся непосредственной причиной духовного просветления. Видья — знание Истины — имеет два аспекта: Баахья Видья и Брахма Видья. Баахья Видья обеспечивает всеми необходимыми средствами для поддержания жизни, даёт знание об окружающей человека действительности, Брахма Видья — это высшее знание, оно позволяет познать Всесущность, Абсолют, Парабрахму и ведет к освобождению. При помощи такого знания человек понимает, что Космос — это проявление Божественной игры, место его пребывания, а поэтому к миру не должно быть собственнических чувств.

NZ-комментарий. Речь идет о различие между чисто информационным знанием о мире и полученном в виде ощущений, путем переживания пси-резонанса (тождественности) с познаваемым. В первом случае, знание отделено от познающего, а во втором, частично входит в его Я-ощущение.//

Образование предполагает не знание научных концепций и гипотез, как в западной науке, а знание, почерпнутое из древности. Первоначально его через откровение обрели риши, божественные мудрецы. Потом это знание изложено в Веданте — древних ведических текстах. Для современного человека основными источниками божественных знаний являются Упанишады, Брахма-Сутра и Бхагавадгита.

NZ-комментарий. Свои великие открытия древние интуитивно ощущали, вероятно, также как и мы, но понимали и  выражали их в рамках тех скудных знаний о законах и строении физического мира, которые были в те древние времена. А ведь именно в точности аналогий (моделей) отражается четкость понимания. Таким образом, нельзя отрывать современную науку от древних прозрений.//

Своими предшественниками в развитии идей духовной интеграции Сатья Саи Баба и его последователи в России считают Елену Блаватскую и её «Теософское общество»; Ральфа Эмерсона, Генри Topo и движение «Трансцендентализм»; Уильяма Чаннинга и «Унитаризм»; Рудольфа Штайнера и его «Антропософию»; Рене Генона, Бала Тилака (en:Bal Gangadhar Tilak), Ананда Кумарасвами, Юлиуса Эвола, Мирча Элиаде, Германа Вирта и «Традиционализм»; Карла Густава Юнга и учение о «Коллективном бессознательном»; Шопенгауэра, Шпенглера, Льва Толстого, Арнольда Тойнби, Хаксли, Германа Гессе, Франклина Меррел-Вольфа (en:Franklin Merrell-Wolff), Дайсэцу Судзуки, Алана Уотса, Томаса Мертона, Даниила Андреева, Кришнамурти, Рамакришну, Ауробиндо, Парамаханса Йогананду, Махариши Махеша, Шри Чинмоя, Мехер Бабу и других деятелей религии и культуры. Наиболее прогрессивными из религиозных движений XX в. они считают религию Бахаи, экуменизм и суперэкуменизм, Аджорнаменто, а также те формы йоги и веданты, которые не имеют свойственного традиционному индуизму этноконфессионального характера. Значительное место в печатных публикациях организации Сатья Саи Бабы уделяется параллелям между христианством и учением Сатья Саи Бабы. Описание жизни Сатья Саи Бабы изобилует ссылками на Евангелие с целью воздействовать, как считает А. Л. Дворнин, с помощью этих аллюзий на сознание посетителей и приверженцев с Запада воспитанных в христианской культуре.

Русская религиозная и философская культура находит также своё место в учении и самого Сатья Саи Бабы и в культуре его последователей по всему свету. Примечательно, что среди литературы, активно используемой в организации Сатья Саи Бабы и ею распространяемой, есть, в том числе, ряд произведении русской религиозной философии. Так, в 1998 г на всемирной конференции руководителей центров своей Организации Сатья Саи Баба рекомендовал в качестве лучшего пособия по джапе (бормотание, шептание — означает многократное повторение мантры или имени Бога с целью сосредоточения на его сущности) популярную в православии книгу «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Кроме этого, следует указать на популярность Льва Толстого и Махатму Ганди, проповедовавших идеологию ненасилия.

NZ-комментарий. Баба, следуя принципу единства учений, мудро указывал на преемственность своих идей, причем не отделял религии от эзотерик, хотя сам Бабаизм – типичная религия. В условиях глобализации, будущее именно за религиями, не имеющими национальных и концептуальных границ.//

Сатья Саи Баба подчёркивал единство людей и равенство всех религий, в основе которых один Бог, называемый в каждой религии своим именем. В своих выступлениях он призывал любить родную страну, искренне уважать людей других рас, национальностей и вероисповеданий. Как пишет The New Indian Express, он часто говорил:

Я пришел не нарушить или уничтожить веру, но утвердить каждого в своей вере, так что христианин становится более лучшим христианином, мусульманин — более лучшим мусульманином и индуист — более лучшим индуистом. — The New Indian Express, 25.04.2011

NZ-комментарий. Это существенное отличие от неоэзотерики, которая призывает изучить духовное наследие, а затем отказаться от принадлежности к любой религии, создав для самого себя собственную веру (но не собственного, приватизированного Бога!). Любая религиозная концепция изобилует иллюзиями и лишь через критический анализ мировоззрения можно, скинув затуманившие истину оболочки, приблизится к ее сути. Эзотерика всегда была интеллектуальнее религий, а неоэзотерика делает еще один шаг навстречу научному мышлению. Его мощь подтверждается, создаваемой с его помощью, сложнейшей техникой. В нем нет только мудрости, присущей эзо-идеям.//

 Цель человека

Сатья Саи Баба учил, что основа человеческой природы божественна. Именно пробуждение в человеке присущей ему божественной сущности Сатья Саи Баба и считал своей главной миссией на земле.

Целью жизни человека является осознание этой божественности и восстановление прямого пути к Богу. Этого можно добиться, ведя моральный образ жизни, бескорыстно служа всем людям, особенно нуждающимся, и развивая в себе любовь и уважение ко всем формам жизни. Бог — это человек минус желание, говорит Сатья Саи Баба. Желания не позволяют человеку прямо идти по пути к божественности и, в первую очередь, осознать единство всех людей, принадлежность к одной «касте». Поднять человеческое сознание выше существующего синдрома гнева, ненависти, насилия и войны и спасти мир от беды можно только возрождением братства человечества через Веды, Шастры и все религии с их благой вестью дхармы (справедливости) для освобождения человеческой расы от цепей кармы (цикла рождения и смерти, вызванного прегрешениями в прошлых жизнях). Сатья Саи Баба призывает уважать различия между верами и признавать их действенность до тех пор, пока они не гасят пламя единства.

NZ-комментарий. Все очень верно, хотя идеалистично и совершенно традиционно для индуизма. И за тысячи лет его существования уже понятно, что все духовные практики, как и проповедь добра полезны и необходимы, но человечество не спасают, а лишь немного облагораживают. Но суть учения Бабы верна: через умеренный отказ от себя ради блага других, человек подготавливает свое сознание к интеграции в Сверхсознание.//   

Настоящая цель поиска Истины — освобождение себя. Для этого человеку необходимо вырваться из «объятий» эго, упорно культивируемое современное западной цивилизацией. Персоналистское сознание также выступает препятствием для освобождения из оков иллюзии. «Личный Бог, отдельные личности (дживы) и объективный мир (понимаемый как пракрити) должны перестать существовать в развитом сознании человека». Тогда перестанет существовать вся иллюзорная действительность, между людьми не будет различения на личности, все поймут, что они суть одно единый Атман.

NZ-комментарий. На интуитивном уровне все описано верно. Но типичная ошибка религиозных учений в том, что они рекомендуют преодолевать персональное сознание ранее, чем оно развито человеком и исчерпано им. Это приводит к тому, что религиозные люди интеллектуально и в плане самосознания слабо развиты. А это источник неразумных поступков, поверхностного понимания учения и фанатизма. Что же касается сознания единства (не двойственности), то оно реализуемо только отдельными людьми и то на уровне мировоззрения. Воплощение такового в материи – лишь далекое эволюционное будущее, к которому неоэзотерика указывает конкретные пути генетической модернизации человека.//

Веру Сатья Саи Баба трактует как желание познать Бога, любить Бога и быть любимым Богом. Преданность он связывает не только с Божественной любовью, но и со служением Богу. Служение Сатья Саи Баба понимает как деятельность в мире, которая должна быть реализацией долга, но пребывать в духе непривязанности.

NZ-комментарий. Здесь нет возражений, кроме терминологических. Веру в Бога неоэзотерика трактует как признание реальности его существования. Из осознания корневого единства эзотерика с Ним и возникают религиозные чувства. Бог – хозяин, которому служат – это архаическое представление. Своей высшей природе не служат – ее реализуют через воплощение своей предназначенности (потенциала). Впрочем, такие тонкости понимания интересуют, возможно, не всех.//

Путь духовного преобразования — это Санатана-дхарма, те предписания и правила, которые необходимы для сохранения человека в добытом им наивысшем статусе среди животных и живых существ. Санатана-дхарма невозможна без практики садханы. Садхана — это процесс или средство достижения духовных целей. Как процесс садхана представляет собой не только стадии достижения целей внутри него самого, она также связана с четырьмя ашрамами-дхармами как определёнными этапами жизни человека. Сатья Саи Баба не требует от своих последователей достижения санньясы (санньяса — одна из высших ступеней аскезы в индуизме) для обретения свободы. Человек может оставаться домохозяином и достичь освобождения, единения с Брахманом.

NZ-комментарий. Эта тема будет прокомментирована в разделе практики. Здесь лишь отметим, что аскетизм должен быть умеренным. А деятельность человека в миру не мешает, а помогает его развитию. Трудности нужны, чтобы индивидуум проявлял свои качества, а значит, самореализовывался.//

 Этика

В основе этики Сатья Саи Бабы лежит учение о пяти этических принципах: Сатье (Истине), Дхарме (Праведности), Шанти (Умиротворения), Преме (Любви) и Ахимсе (Ненасилии). Все 5 принципов считается в учении общечеловеческими, они же составляют основу садханы, направленной на то, чтобы человек смог развить в себе божественное начало и возвыситься до подлинно божественного уровня. Согласно распространенным в индуизме воззрениям само лишь присутствие человека, строго соблюдающего ахимсу, гасит агрессивность тех, кто находится рядом с ним. Особое место в ряду этических ценностей занимает «любовь, базирующаяся на осознавании Единого Атмана». Согласно учению Сатья Саи Бабы, любовь способна решить все проблемы мира.

NZ-комментарий. Простое перечисление не позволяет здесь проанализировать термины, но, традиционно для религий, их поверхностное и утопическое толкование.//

В речах Сатья Саи Бабы постоянно повторяются призывы к вегетарианству и здоровому образу жизни. Так, Сатья Саи Баба категорически запрещает своим последователям потребление мяса, спиртных напитков и курение. Из овощей не рекомендуются те, что растут под землей, но предпочитаются растущие на поверхности (объясняется это тем, что они получают от солнца больше энергии и поэтому более подходят для людей, занимающихся духовной практикой).

NZ-комментарий. Все правильно, но как всегда, с перекосами, особенно насчет корнеплодов. Убийство животных, конечно, лучше избегать, но еда, изначально, подразумевает чью-то смерть. Растения тоже живые. И насекомые, без которых азиаты, при их количестве там, просто не прожили бы. Да и вообще, многое зависит от жизненных обстоятельств.//

 Учение об Аватарах

Само учение Сатья Саи Бабы называется Санатана-дхармой (Вечным Учением — индийское самоназвание того, что принято обозначать термином индуизм). Все религии считаются по сути тождественными религии Сатья Саи Бабы, причем между мировыми религиями в историческом плане выстраивается определённая линия родства: «Веды — отец, Буддизм — сын, Христианство — внук, а Ислам — правнук». 

В соответствии с учением Сатья Саи Бабы Единой бестелесный Бог воплощается на Земле, когда человечеству грозит опасность. Каждое из воплощений выполняет определённую миссию, а потому наделено разными силами и способностями. Учение о воплощениях (аватарах) Бога Вишну является одним из центральных в индуизме, и Сатья Саи Баба утверждает, что нет никакого различия между появлениями Бога в виде Рамы, Кришны или Саи. «Рама пришёл взрастить корни истины и справедливости, затем Кришна лелеял саженцы мира (покоя) и любви. Саи — нынешний Аватар — пришёл наделённым абсолютной космической силой (властью) ради спасения дхармы (справедливости) от анти-дхармы», — провозглашает Сатья Саи Баба.

NZ-комментарий. Как известно Баба умер не от скромности. Вообще говоря, эзотерику не к лицу кричать о своих личных достижениях, но Баба не эзотерик – ему позволительно. Хотя такие заявления мы расцениваем как бизнес-рекламу или приступ самозначимости. Как для ″абсолютной космической власти″ он сделал ничтожно мало, но очень много как для человека.//

В представлениях учения Сатья Саи Бабы о будущем мира в целом преобладает оптимистичный гуманистический настрой. Поскольку в отличие, от представления в традиционном индуизме, о современной эпохе как о кали-юге (железном веке, сопровождающимся, большим оскудением добродетели в мире), поклонники Сатья Саи Бабы считают, что человечество уже успело побывать на самой глубине нравственного упадка. С середины XIX века, то есть с пришествия Саи Бабы Ширди, на земле началось духовное возрождение и рано или поздно все человечество должно оказаться в их организации, после чего прекратится сансара, то есть мир как череда перерождений. При этом люди обязаны способствовать ускорению этого процесса, спасая каждый сам себя.

NZ-комментарий. То, что человечество ожидают огромные изменения в ближайшие 200лет не вызывает сомнений. Причем темп и глубина этих изменений будет постоянно нарастать. Старый уклад жизни уйдет навсегда, изменится климат и экологические условия, народы будут перемешаться, мигрируя из одних частей планеты в другие. Будет очень много горя, но прорастет и новое семя жизни. Мир станет другим, в чем-то лучшим, но многое хорошее будет утрачено безвозвратно.//   

 Жизнь как божественная игра

Каждый человек согласно учению Сатья Саи Бабы есть «воплощение Божественного Атмана», а мир является иллюзией, представляющей собой результат «божественной игры» (лилы). Тем не менее, единственной достоверной реальностью является лишь Бог, под которым в данном случае выступает сам Сатья Саи Баба. И поэтому делается особый упор на «игровую» составляющую божественной космогонии : «Бог создал мир как игру (лила) для Себя». Отсюда делается вывод, что главный «Игрок» осуществляет свою деятельность в мире, оставаясь не подверженным влиянию кармы.

Поэтому Сатья Саи Баба утверждал, что секрет счастья состоит в участии в повседневной деятельности и вместе с тем осознании, что это всё просто «игра». В тоже время желающие осознавать «игру» должны направлять свои действия «законом праведного поведения» (дхармой). Дхарма, прежде всего, означает — вера в Атмана (то есть «Высшее я»), уклонение от страстей (раджас) и даже преодоление бесстрастия (саттва).

NZ-комментарий. Интерпретация Бытия и человеческой жизни как игры - одна из сильных моделей реальности из пространства всех возможных воззрений. Сильная сторона ″Игры″ в том, что она позволяет адепту строить стратегию своей жизни без сверхзначимостей и глубокого смысла, оставаясь при этом активным и жизнерадостным. Надо лишь не сильно увлекаться этой игрой, иначе обрастешь привязанностями к желаниям. В этом помогают модели, задействующие поиск высшего смысла.//

Учение Бабы на Западе.

Религиозное учение Сатья Саи Бабы отвечает современной тенденции к глобализации. Содержательно учение Сатья Саи Бабы уже значительно приближено к специфике европейского сознания, тем более, что основным языком организации является английский. Даже возникла англоязычная расшифровка слова SAI: Spirituality (духовность), Awakening (пробуждение), Inspiration (вдохновение).

Сатья Саи Баба критикует западную культуру, утверждая что в современном мире происходит упадок Дхармы — Божественного порядка, западного человека интересуют только приобретения и накопления. Однако это можно исправить путем изменения сознания людей, наполнения их святостью. Это возможно только под руководством Гуру через образование, веру и преданность.

NZ-комментарий. Исправить нельзя, но надо стараться. Прямо таки классический пример деятельности без привязки к ее результатам.//

Сатья Саи Баба считает, что распространение духовности в мире является мессианским призванием Индии. Все существующие религиозные доктрины исходят из тех положений, которые впервые были открыты в индуизме. Польза от этих религий есть: служение, которое они предлагают человечеству — это расширение сознания за пределы материальной сферы и воспитание Божественности, которая есть в нем. Но только индуизм основан на принципах адвайты — понимании того, что множественность духовных феноменов есть проявление некоей единой реальности, представлении их разными гранями истинного духовного бытия. Этот факт, по мнению Саи Бабы, определяет неограниченность индуизма географическими рамками страны и принятие его людьми различных национальностей.

NZ-комментарий. Удивительно, как культура Вед никак не сказывается на уровне культуры индийского народа. Видимо, точно так же, как санскритские корни русского (славянского) языка не мешают ему молиться на водку, полностью утратив память своих истоков.//

Анализируя проповеди Ветхозаветных пророков, Христа, Будды, Заратуштры и Мухаммеда, Сатья Саи Баба утверждает, что во всех религиях упускается из виду, что Бог — это все формы и все наименования, любые атрибуты и всевозможные характеристики. Подлинная религия — это обобщение всего существенного, что содержится в различных односторонних вероучениях. Он утверждает, что не намерен основывать новую религию, но претендует на то, что его учение универсально и объединяет в себе лучшие достижения всех религий.

NZ-комментарий. Он говорит, что создал не религию, но это и не наука. Это все же религия, мало отличающаяся от бахаизма.//

Итогом трансформации базовых индуистских представлений явилась разработка идей духовности, свободы, любви и страдания, служащих здесь неким своеобразным аналогом западной психотерапии, при которой высокая духовная направленность и «запредельность» индийской мысли были потеснены в сознании западного человека служебностью и практической применимостью воспринятых идей.

NZ-комментарий. Применимость идей – важнейший фактор популярности религии. Неоэзотерика, хотя тоже настроена на практику, тем не менее, рассчитана на более узкий круг людей, способных проводить собственные утонченные пси-исследования. Быть творческим человеком и талант исследователя – это не одно и то же.//

Наставления Саи Бабы

Суть своего учения Сатья Саи Баба выразил так: Люби всех, служи всем; всегда помогай, никогда не обижай.

Основные

        Верьте в Бога, во всей Вселенной есть только один Бог, которого человек называет многими именами.  

        Следуйте своей религии — но при этом будьте искренни. Поймите суть учения и истинные ценности вашей религии и применяйте их в повседневной жизни.

        Уважайте все религии. Прилагайте все усилия для взращивания и укрепления в себе высших духовных помыслов и единства мыслей, слов и поступков.

Сатья Саи Баба пришел не для того, чтобы основать новую религию, и не для того, чтобы обратить людей в индуизм или навязать им Свое учение. Он проводит черту между религией, как установленной формой поклонения, и духовностью, которая является сущностью любой религии. Он приглашает всех людей прийти и познакомиться с Ним и, вернувшись затем в свою ре­лигиозную среду, быть более хорошим христианином, буддистом, мусульманином или приверженцем любой другой веры. Он говорит, что никому не нужно менять свою религию. В любой религии есть Истина. Необхо­димо только осознать эту Истину. Сатья Саи Баба говорит: «Пусть существуют разные религии. Пусть они процветают. Пусть славу Бога воспевают на всех языках и на все лады».

        Самоотверженно служите больным, бедным и нуждающимся, не думая о похвале или выгоде.

Стремитесь к уничтожению эго

Любовь проявляется в жизни человека только тогда, когда он уничтожает свое это, ощущение «Я», «меня» и «мое»; пока это не произошло, он остается эгоцентрич­ным и эгоистичным. Путь духовности — это движение от эгоизма к самоотдаче. Эго расцветает, питаясь наши­ми мирскими желаниями и привязанностями. Мирские вещи и отношения временны и преходящи. Они не должны быть объектом человеческого внимания. «Будьте в этом мире, но не от мира сего», — говорит Он. Желания и привязанность к мирским вещам и от­ношениям неизбежно ведут людей от счастья к несча­стью. Сатья Саи Баба говорит: «Счастье есть промежу­ток между двумя несчастиями».

Служите человеку - служите богу

Сатья Саи Баба призывает всех служить своим ближним. Своим преданным Он говорит: «Любите всех И служите всем», и Его преданные не ищут награды в служении, потому что помощь своему ближнему является Божественным актом. «Служите Богу, служа челове­ку». Следуя учению Сатья Саи Бабы, Его преданные посвятили себя любви и служению.

        Развивайте и поддерживайте в себе идеалы истины, праведности, мира, любви и ненасилия — пяти общечеловеческих ценностей, лежащих в основе учения Сатья Саи.

NZ-комментарий. Прекрасные принципы и притом доступные любому человеку. Только редко кто им следует в действительности. А почему?//  

 Десять принципов благополучной жизни в обществе

1.      Почитайте, как священную, ту землю, на которой вы родились, будьте патриотами своей нации, но не критикуйте и не отзывайтесь неодобрительно о других народах. Даже в мыслях и снах вы не должны причинять зла своей стране.

2.      Уважайте равно все религии.

3.      Осознайте братство людей и обращайтесь со всеми как со своими братьями. Любите всех.

4.      Содержите своё жилище в чистоте, так как это поддерживает гигиену и здоровье, помогая вам.

5.      Практикуйте благотворительность, но не поощряйте нищих раздачей денег. Обеспечивайте их пищей, одеждой и кровом. Помогайте им другими путями, но не поощряйте лености.

6.      Никогда не берите и не давайте взяток. Не позволяйте торжествовать коррупции.

7.      Обуздайте зависть и ревность, расширяйте свой кругозор и проницательность. Обращайтесь со всеми одинаково, независимо от их социальной, расовой принадлежности и вероисповедания.

8.      Делайте всё сами, насколько это возможно, даже если вы богаты и имеете прислугу. Служите обществу лично.

9.      Развивайте любовь к Богу, отвращайтесь от греха.

10.    Никогда не идите против законов государства. Старательно следуйте их духу и букве.

NZ-комментарий. Опять же при правильном (разумном) толковании этих принципов не возникает никаких замечаний. К сожалению, во всех вышеперечисленных принципах и правилах чрезмерно идеалистичности – реальные обстоятельства сложнее. Неоэзотерика учит следовать не столько правилам, сколько в каждом конкретном случае, определять необходимость в тех или иных поступках согласно эзотерическим критериям истинности. Но это слишком сложно для обывателей. А для эзотериков мы изложим эту тему в отдельной статье.//

 Божественность

Сатья Саи Баба называл себя реинкарнацией гуру Саи Бабы из Ширди, чьё учение представляло собой синтез индуистских и мусульманских верований. В разное время, Сатья Саи Баба также объявлял себя воплощением Кришны, Будды, Иисуса Христа, совместным воплощением Шивы и Шакти. В медитативных целях во многих центрах Сатья Саи Бабы используется Распятие Христово.

NZ-комментарий. Если откинуть обвинения в самовозвеличивании, то, по сути, между высокоразвитыми людьми одного духовного уровня нет разницы, ибо они преодолели свою персональную ограниченность и едины мировоззренчески. Каждый, достигший такого самосознания, ощущает глубокое родство с себе подобными и видит в них себя, а в себе их.//

Сверхспособности.

Многие последователи называли Сатья Саи Бабу живым божеством, говорили, что они были свидетелями различных Сиддхов (чудес): чтения мыслей, исцеления больных, снятия боли, предсказаний, но особенно материализации различных предметов, от вибхути (священного пепла), колец, ожерелий и часов до массивных золотых лингамов, вытаскиваемых изо рта.

 NZ-комментарий. Этот набор сверхспособностей, в той или иной мере, присущ и другим удивительным людям, которые отличаются от Бабы лишь тем, что не были способны создать учение.// 

Финансовая деятельность

Религиовед Б.К. Кнорре писал, что для организации «очень доходной является продажа вибхути», а также что «определённый доход центрам приносит продажа печатной продукции (в том числе распространение по почте за предварительную оплату отдельных изданий)». Ещё Б.К. Кнорре отмечает, что «главным центром ОССБ становится основанный Саи Бабой ашрам в Путтутапартхи, который посещают все желающие, в том числе и последователи гуру (акция платная)»

 Состояние Сатья Саи Бабы в форме благотворительного фонда оценивается в 8,9 миллиарда долларов. Только в 2009 году Sathya Sai Trust получил из-за границы пожертвования на общую сумму 19,5 миллиона долларов. Одним из самых известных спонсоров Сатья Саи Бабы является американский бизнесмен Айзек Тайгретт (en:Isaac Tigrett), основатель всемирно известной сети Hard Rock Cafe. Он также известен тем, что был женат на Морин (1946—1995), первой жене ударника группы Битлз Ринго Старр.

После смерти Сатья Саи Бабы в результате инспекций в его личных комнатах было обнаружено наличных денег на общую сумму 146,4 миллиона рупий (3,2 миллиона долларов США), золотых изделий общим весом 141,1 кг, серебряных изделий общим весом 2170 кг, большое количество наручных часов, обуви, одежды и другие материальные ценности. Центральный Фонд Сатья Саи признал все эти ценности своими активами.

Сатья Саи Баба и его последователи основали несколько организаций, занимающихся благотворительной деятельностью: строительством школ и больниц, проведением других гуманитарных проектов, вкладывая во всё это деньги, которые он получал в качестве пожертвований.

NZ-комментарий. Религия  - дело массовое, а значит, прибыльное. Баба, несомненно, обладал особой предназначенностью, если смог создать такое мощное религиозное движение и привлечь множество последователей. Впрочем, при современных бизнес-технологиях, из всего можно сделать что-то.//

 Критика          

Кандидат юридических наук, заслуженный журналист Украины, член союза корреспондентов Украины, автор и ведущий телепрограммы «Губернские хроники» Борис Филатов по поводу влечения в Индию многочисленных эзотериков, «астропсихологов» и прочих философствующих личностей со всего мира пишет следующее:

В действительности, процент истинных паломников из Европы в Индию невероятно низок. Все эти поклонники Махариш с Раджнишам, а также прочих Саи Баб, на самом деле являются приверженцами современных психокультов в псевдоиндуисткой обертке. Сами граждане Республики Индия тихонько посмеиваются над тем, как у них удачно получилось наладить экспорт собственного мистического мусора в европейские мозги. А «Великих Учителей» местные жители называют «джет-гуру», ну то есть гуру, имеющие собственные самолёты, купленные за выдуренные у белых людей деньги.

NZ-комментарий. Нет сомнения, что 99,9% гуру – это бизнес-проекты или просто ″раскручивание″ своих ″космического масштаба″ персон. Но зачем нужна монополия на религию? Чтобы она приватизировала Бога? Пусть будет побольше учений разных и добрых, а за мошенническим бизнесом должно следить государство. Вместе с тем, реакция ортодоксального населения на новые учения, как на бред, вполне естественна. Ведь нет пророка в отечестве своем! Так что реакция людей не показатель, но сигнал. //

 Посудите сами, был в индийской истории некий святой Саи Баба. Через несколько столетий после его смерти появляется некий человек, который заявляет, что он есть «реинкарнация того самого Саи Бабы» и явился в мир, чтобы его спасти. Затем этот человек решил, что его миссия недостаточна, и он объявил себя ни много, ни мало «Аватарой Господа Бога на Земле». Несмотря на явный абсурд происходящего, Саи Баба чувствует себя совсем неплохо, сладко ест, крепко спит, а богатые «цивилизованные» туристы продолжают и дальше его содержать. И это несмотря на то, что в секте постоянно вспыхивают педофильско-наркотические скандалы.

Для меня существует только одно объяснение подобной мировоззренческой всеядности. Дело в том, что современный человек, особенно человек, выросший на сломе культурно-исторических эпох, склонен изобретать для себя максимально комфортную религию. Именно «изобретать», а не исповедовать.— Первый информационный портал «Обозреватель»,12.03.2011 г.

NZ-комментарий. Если столь высоко вознесся над людьми, то надо этому соответствовать во всем. И не делать громких заявлений там, где достаточно объявить себя преемником чьих-то идей, творчески разработавшего их. А здесь прослеживается много грязи. Хотя не исключается и провокации со стороны конкурентов.//

Среди известных критиков Сатья Саи Бабы выступают как учёные — британский философ и социолог Роберт Придди (англ. Robert C. Priddy), американский философ и социолог Дэвид Лэйн (англ. David C. Lane), индийский физик Хосур Нарасимхайа (англ. Hosur Narasimhaiah), австралийский учёный-переводчик Брайан Стил (англ. Brian Steel), индийский рационалист Абрахам Ковур (англ. Abraham Kovoor), индийский рационалист и скептик, Президент Федерации ассоциаций индийских скептиков, ассистированный профессор (доцент) биохимии в Центре фундаментальных наук Медицинского колледжа Кастурбы при Университете Манипала доктор Нарендра Наяк (англ. Narendra Nayak) так и известные иллюзионисты — Джеймс Рэнди и Продип Соркар (англ. P. C. Sorcar, Jr.)

  Критика божественности: Обвинения в мнимом всезнании

Некоторые учёные отмечают, что Сатья Саи Баба лишь считал себя всеведущим и всемогущим, хотя и отказывался сам прекратить страдания человечества, говоря, что они должны иметь место: «Главное, о чём я вас прошу, — это покориться мне целиком… Отдать мне ваш разум, ваше сердце, вашу душу…»

NZ-комментарий. Никак не можем отдать - они нам еще самим пригодятся. Может денег? Правда, их тоже жалко – немного осталось.//

Критики отмечают, что, несмотря на провозглашавшееся всеведение Сатья Саи Бабы, имели место случаи, когда он допускал как фактологические ошибки, так и смысловые и логические противоречия в высказываниях.

Очень много вопросов о всезнайстве Саи Бабы вызвал случай с семилетним "чудо-мальчиком" Саи Кришной, который комиссией учёных из Бангалорского университета (англ. Bangalore University) образованной для расследования чудес и предрассудков был уличён в мошенничестве с материализацией пепла, причём его родители и он сам утверждали, что эти способности дал сам Саи Баба. Большего всего было не ясно, как всеведающий и всезнающий человек, как себя провозглашал Саи Баба, мог позволить одной семье в течение целых 8 месяцев обманывать весь мир и обманом вовлечь в число свои адептов сотни людей. Причём комиссия Бангалорского университета (англ. Bangalore University) неоднократно направляла запросы к Саи Бабе с просьбой дать учёным проверить подлинность совершаемых им чудес, но Саи Баба им в этом отказал.

Исландский исследователь профессор Эрлендур Харальдссон (англ. Erlendur Haraldsson) опросил 29 человек с целью проверить способности Сатья Саи Бабы к чтению мыслей. Из них 19 человек сообщили, что он сделал это правильно, пять — частично верно. Вместе с тем, одна женщина, которой Сатья Саи посоветовал выйти замуж, была уже замужем.

NZ-комментарий. Несомненно, что Баба обладал экстраспособностями. И как все подобные люди имел высокий процент успешных пси-опытов. Ошибались и Ванга, и Мессинг. Но они не называли себя мессиями, хотя и выполнили свою миссию.//   

 Обвинения в фокусничестве

Скептики утверждают, что примерно 60 % всех чудес, демонстрируемых Саи Бабой, могут быть объяснены как фокусы, хотя и свидетельствуют о высочайшем профессионализме исполнителя, и называют его мошенником. Имеется большое количество записей видеовыступлений Саи Бабы, где показано, в какое мгновение происходит манипуляция.

Так, американский иллюзионист Джеймс Рэнди по поводу выступлений Саи Бабы с материализацией предметов сказал следующее:

Экспертиза плёнок и видеокассет с выступлениями Саи Бабы показала обычную ловкость рук, из того же набора, каким пользуются jaduwallahs или «уличные фокусники». Саи Баба никогда не давал возможности проверить его способности под чутким наблюдением, поэтому его деятельность совершенно не доказана. Расчётливость видна и здесь. Ведущий индийский разоблачитель деятельности «сверхчеловеков» наводнивших страну, известный Премананд, повторяет все трюки Саи Бабы и разъезжает по всему миру показывая их.

— James Randi An encyclopedia of claims, frauds, and hoaxes of the occult and supernatural.

 St. Martin's Press.1995. p. 205. ISBN 978-0-312-13066-4. OCLC 32167512.

Индийский иллюзионист Продип Соркар (англ. P. C. Sorcar, Jr.) под чужим именем посетил одно из выступлений Саи Бабы и смог полностью повторить все его опыты с материализацией предметов, чем вызвал гнев Саи Бабы и по его личному распоряжению был принудительно выгнан с мероприятия

Индийский фокусник Нираджан Матур и известный знаток хатха-йоги Л.С.Рао в передовице американского ежендельника Current от 11 сентября 1976 года единодушно заявили, что все чудеса Саи Бабы являются обыкновенной ловкостью рук. А Нираджан Матур даже бросил вызов Саи Бабе, что готов стать на всю жизнь рабом Саи Бабы, если тот сумеет объяснить сверхъестественную природу своих «чудес», и сказал, что:

«Я могу поймать их [называющих себя богами] на трюках, если мне позволят осмотреть их руки перед тем, как они совершат свои так называемые чудеса. Но они не смогут поймать меня, когда я буду делать фокусы»

Британский профессор музыки Дэвид Бэйли, бывший в течение 5 лет последователем Саи Бабы, выяснил, что материализуемые Саи Бабой «драгоценности» на поверку оказываются ничего не стоящими безделушками, которые приобретаются в основном в Бангалоре и Хайдерабаде, а иногда и в самой деревне Путтапарти. Бэйли особо отмечает, что «золотое» кольцо с огромным 64-гранным «бриллиантом», которое для него «материализовал» Саи Баба после проверки у ювелира, который, как выяснилось, часто имел дело с поддельными драгоценностями «от Саи Бабы», оказалось дешёвой и низкопробной подделкой.

Хотя примерно 60 % всех чудес, демонстрируемых Саи Бабой, были объяснены как фокусы, пусть и требующие высокого мастерства, однако оставшиеся 40 % не нашли объяснения.

NZ-комментарий. Итак, фокусы. Сверхспособностей даже очень талантливого человека не хватает, чтобы говорить о своей божественности. Отсюда и необходимость в трюках. На фоне реальных талантов Бабы они как бы проходили ему с рук. Тут также используется эффект плаценбо.//

 Критика пристрастия к роскоши

Российский востоковед и индолог, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Б. И. Клюев относит Саи бабу к «реактивным гуру» (англ. jet-guru), «бизнес-гуру» и «кока-кола-гуру», говоря о несвойственной для традиционного гуру роскоши, в которой жил Саи Баба и подобные ему. И отмечает следующее:

Традиционный индийский гуру был отшельником, доступ к которому имели только ближайшие ученики. Сегодняшние же бизнес-гуру с их агентами по рекламе, пресс-конференциями и даже с периодически раздражающими скандалами выступают в роли звёзд поп-религии.

Достигнув материального процветания, гуру строят в живописных уголках страны роскошные обители ашрамы, которые отличаются изысканной архитектурой, оборудованы по последнему слову техники (кондиционированные «пещеры» для медитации, телевизоры, цветомузыка) и нередко имеют свои собственные взлётно-посадочные площадки. Подобно типичным нуворишам, процветающие «реактивные» гуру любят выставлять напоказ символы своего богатства. У Бхагавана Раджниша — это кремовые «роллс-ройсы», у Саи Бабы — алые «мерседесы», у Дхирендры Брахмачари — бело-голубой самолёт…

Доктор философии (Ph.D.), профессор ПСТГУ, Председатель Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации А. Л. Дворкин и кандидат богословия, доцент ПСТГУ пресвитер Михаил Плотников отмечают, что :

Здесь, в Путтапарти, посреди бедных деревенских строений, Саи Баба на деньги своих почитателей выстроил храмовый комплекс, роскошное здание Духовного колледжа, современную больницу, несколько многоэтажных отелей, музей мировых религий, планетарий и даже небольшой аэропорт. Потолок мандира (храма) сейчас покрыт золотым листом. У Саи несколько самых современных и дорогих автомобилей. Своих поклонников Баба уверяет, что ест только чапати (лепёшки)и рис, а пьёт только горячую воду. На самом деле он пьёт и чай, и кофе, а его вечерняя трапеза состоит из шести-восьми разных блюд.

 Присутствуют также серьезные обвинения в хищениях и в сексуальных домогательствах.

NZ-комментарий. Пристрастие к роскоши, свойственно всем ведущим религиям. Денег много, а куда их девать? На строительство новых храмов, т.е. вкладывать в дело. Так что обвинять одного бедного Бабу в этом не стоит. Кроме того, он делал много и хорошего.

В заключение скажем: Баба, со всеми своими недостатками, сумел проявить, в этой жизни, свой потенциал по максимуму (даже через чур). Его учение, наряду с аналогичными ему, относиться к метарелигии.  Она выше уровнем, чем старые верования, ибо преодолев их узость и догматизм, не разрушает веры в них. А значит, принесло пользу миру.// 

Подробнее в книге NeoEsoterik – современная эзотерическая наука″.

©  www.NeoEsoterik.org

 см. также

 Бахаизм
Интегральная йога
Буддизм 1
Буддизм 2
Иудаизм

Христианство
Материализм Индии
Диалектический материализм
Сатанизм
 Блаватская