Культура психонавтики

Психонавтика: культура психоделического транса против наркомании

Кундин А.В.

исследователь в междисциплинарных областях науки

Центр междисциплинарных исследований


Аннотация:

 

В данной статье показана важность обучения культуре трансовых погружений (как на основе эндогенных психоделических гормонов, так и с применением экзогенных природных или искусственных психоделических веществ) для предупреждения наркозависимости и освобождения от нее, и как катализатора развития сознания человека. Исследован процесс психоделического погружения и философия, эффективно усваивающая полученный опыт.

Abstract:

This article shows the importance of teaching the culture of trance diving (both on the basis of endogenous psychedelic hormones and the use of exogenous natural or artificial psychedelic substances) for preventing and freeing from drug addiction, and as a catalyst for the development of human consciousness. The process of psychedelic immersion and the philosophy that effectively assimilate the experience are investigated.



УДК 740,993, 1400, 1174

Введение. В статье, излагающей идею новой организации государства и социума,  под названием «Рациократия»[1] кратко рассматривался вопрос о противостоянии наркомании посредством введения культуры психоделического транса в центрах обучения психонавтики. Также было сказано, что следует различать наркотические вещества и психоделические. Наркотики вызывают физическую зависимость, разрушают здоровье и психику, в то время как психоделики, если следовать культуре их применения, безвредны для здорового организма, стимулируют нейрогенез, имеют терапевтические психологический и психосоматический эффекты. Например, психоделики (в частности ЛСД)  на фоне психотерапии способны вылечить от алкоголизма. Это также мощное терапевтическое средство для подготовки умирающих, дающее опыт смерти и ощущения вечности. ДМТ применяют для лечения депресии и посттравматического синдрома. Нередко один сеанс приема ибогаина (индольный алкалоид, психотроп, получаемый из африканского кустарника ибоги) полностью прекращает алкогольную и наркотическую зависимости. Канабис в 80% случаев освобождает от табачной зависимости, а также освежает память детских впечатлений. Но кроме лечения психоделики, благодаря синестезии, пластичности, гипнотической некритичности ими вызываемой, способствуют творческому мышлению и повышению самосознания, если была предварительно проведена соотвествующая настройка. Лечение - это прерогатива психотерапевтов, а обучение в центрах есть профилактика и культура, т.е. иное направление. Но они тесно связаны.

Также как физическое самочувствие периодически требует питания, стимуляции или отдыха, так наши мозг и психика нуждаются в аналогичном. Во всех культурах и во все времена люди потребляли стимулирующие или тормозящие психоактивные вещества разного рода – это нейрофизиологическая и психологическая потребность людей. Мы видим, что никакими запретами и устрашениями невозможно отменить курение табака, распивание алкоголя, игроманий и т.п., потому что люди нуждаются в психологическом удовлетворении и отключении от негативных факторов. И эти процессы имеют нейрохимическую основу.

Запреты же еще больше вызывают желание молодых людей преодолеть табу, выделиться в своей среде и войти «своим» в молодежные субкультуры. Купить нелегальные препараты в «темной» сети нетрудно. Если же открыть доступ к психоделикам для тех, кто прошел курс обучения в центрах психонавтики, то это привлечет молодежь, снизит статус «запретного плода», заставляя расширить свои знания и сформировать новое мировосприятие в ходе обучения. Программа таких центров должна включать с себя исторический обзор темы, пояснение физиологии психоделических нейропроцессов, психоделическую философию, психотехнику, методику и технику безопасности, а также проведение установочных погружений под контролем. Получивший диплом об окончании получает право на официальное периодическое приобретение некоторого количества веществ в легальных магазинах. Это уменьшит доходы черного рынка, пополнит казну и появится контроль над качеством веществ. Преподавателей можно подготовить из среды психологов, философов и просто образованных людей, проявляющих интерес к этой деятельности. Причем государственная сеть центров должна существовать параллельно с частным предпринимательством в этой сфере, чтобы они конкурировали. Можно ввести экзамены (независимое компьютерное тестирование и сочинение на данную тему) и диплом, чтобы контролировать, программы обучения частных центров. Но без них государственные центры превратятся в нудное отбывание обязательной программы. Бизнес – это движущая сила материального развития (зарплат и вложений в исследования, доходов), но она должна находиться под контролем государства.   

 

Под психонавтикой (холонавтикой) будем понимать путешествие восприятия (пси-полет) внутрь собственного сознания, понимаемый как процесс самовложения. Его форма описывается самовложенной топологией типа "Бутылки Клейна". А значит, такое движение вглубь есть одновременно движением вовне относительно исходной позиции, которая при повороте системы наблюдения в обратном направлении, так сказать из глубин, видится как собственный элемент (или подмножество) – это стандартный переворот в самовосприятии при самовложении. Поэтому, говоря о направлении пси-полета (самопогружения) приходится пользоваться двойными словами, например, полет в высе-глубь. 

Цель. Рассмотреть решение следующей социально-психологической задачи: найти норму общественного доступа к нейроактивным стимуляторам и правил их применения, не входя в крайности диапазона от полного запрета до свободной продажи всего и всем. В результате потеснить черный рынок, некачественное производство, хаотическое применение психоактивных веществ. И в тоже время, по мнению автора, следует открыть путь к массовой психологической культуре транса (прежде всего, на законодательном уровне), бизнесу в этой сфере и научным исследованиям новых методов (технологий) решения задач психотерапии и стимуляции умственной деятельности.

Научная новизна. Показано, что культура транса (психонавтики) на основе нетоксичных и не вызывающих физическую зависимость препаратов способна предупреждать наркоманию и даже выводить из нее. Приведен анализ психоделических погружений (трипов) из субъективных координат психонавта. В отличие от множества работ по применению психоделиков в психотерапии, в частности, написанных доктором Станиславом Грофом, в данной статье сформулировано понимание трансового мировосприятия как содержащего фрактальное знание о фундаментальном устройстве Мироздания. То есть знания, голографически упакованного в самой структуре генома и нейронов, и, естественно, доступного для тех, чей уровень интеллектуального и духовного (самосознания) развития позволяет ее считать. Наличие такого рода знания вполне естественно, если принять во внимание то, что все Мироздание развивается из некоего начального состояния, фрактально наследуя собственные принципы организации и нарушая чистоту такого самонаследования за счет изменчивости свойств, образующихся в результате взаимодействия частей между собой. А человеческий организм и сознание есть один из примеров результатов такого процесса. Все, что мы есть – это плод Вселенной. 

Состояние сознания, из которого человек начинает свое путешествие внутрь себя, характеризуется отсутствием актуальной памяти и непосредственного восприятия человеком себя как единого целого с Миром и другими людьми. А исходная самоидентификация собственной меры уникальности, выраженная на понятийном уровне, представима как суперпозиция биологического и социального существа. Такова стандартная стартовая площадка пси-полета для большинства людей.

Энергия для пси-полета возникает вследствие специфической психофизической реакции субъекта на внешне-внутренние события. Например, на психологическое воздействие со стороны собственного или чужого намерения (пси-установок) в сумме с естественно-искусственными психоактивными веществами или физическими полями. Психобиофизическое воздействие будем называть психоделическим, если, будучи в определенной норме и при соблюдении техники безопасности, оно вызывает такой измененный режим работы нервной системы, который можно применять с пользой для сознания: его совершенствования, психологической и психосоматической регуляции. Истинно психоделическое (проясняющее) воздействие должно вызывать отчасти управляемые психонавтом процессы активизации (расширения) разных иерархических уровней его самосознания и возрастания осмысленности своей земной жизни. Очевидно, прояснение зависит не только от воздействия, но и от реакции на него психонавта. В ряде случаев, некоторые разновидности психонавтики, наоборот, могут вызывать сужение сознания, сопровождаемое ограничением функциональных возможностей личности, например, выключением критического мышления, смысловым и событийным хаосом трансовых событий. Примером служат обычные сновидения, происходящие за счет мелатонина и ряда сопровождающих процесс гормонов. Однако то, что воспринимается нами как хаос в сознании, является упорядочивающим процессом на нейроклеточном уровне. Более того, внутри сновидений может начаться истинно психоделический процесс в виде повышенного осознания, а в период психоделического погружения бывают переходы в сновидные состояния, восстанавливающие перегруженную триповыми или трансовыми видениями психику. (Трипом будем называть трансы с применением внешнего электрического или химического воздействия на нервную систему, в отличие от гипнотрансов и самопогружений с выделением эндогенных психоактивных веществ.)     

Реальность и ценность содержания некоторых маршрутов психонавтики подтверждается многочисленными фактами субъективного улучшения качества жизни, получения правдивой информации о прошлом и будущем, творческими открытиями, психосоматическими исцелениями, омоложениями нервной системы.

Как и для любого путешествия в неизвестный (или хорошо забытый) мир, проявляется проблема понятного для других людей описания увиденного и доказательств. Ясно, что научный язык позволяет формально точно передать суть впечатлений, но их аналоговое содержание способен уловить лишь тот, кто уже имеет сходный опыт. Следовательно, мера понятности данной статьи зависит от персонального психического опыта читателя, а не только от его интеллектуальной подготовки. Поэтому сначала рассмотрим практические аспекты, а затем сделаем обобщения.   

Начнем с  анализа алгоритма психонавтики. Здесь важно различать понятия «восприятие» и «сознание». Под восприятием будем понимать поток впечатлений, а под сознанием систему, включающую в себя данное восприятие с аппаратом мышления, понятийной структурой и памятью, выполняющими функцию операционной оболочки, способной обрабатывать этот поток.

Как физическое космическое путешествие требует создания защитных оболочек от среды космоса (ракеты, скафандра), так и психический полет нуждается в создании таких психологических (личностных) оболочек, которые были бы способны перемещать восприятие, распознавать-интерпретировать воспринятое и одновременно защищать всю систему сознания от возможных психологических травм. Именно по этой причине психонавтам требуется серьезная интеллектуальная (мышление + знания), психологическая (мировоззрение и самоидентификация личности) и психотехническая (медитационно-трансовая техника) подготовка, т.е. то, что всегда делали в древних эзотерических школах, конечно, в своих интерпретациях.

Поскольку пси-полет человек начинает с поверхностного состояния своего сознания, выраженного его понятийной системой, то первая ступень подготовки связана с реорганизацией своей личности. Психонавт структурирует ее в систему последовательно вложенных пси-оболочек, т.е. определенных мировосприятий и самосознаний, соответствующих предстоящим транс-состояниям. Качество его мировоззрения принципиальным образом расширит или сузит возможности психонавта в интерпретациях того, что с ним будет происходить. Личностные оболочки начинаются (извне вовнутрь) от телесно-ориентированной (отождествление себя с телом и биологическими целями), социально-ориентированной (сознание, идентифицирующее себя как члена общества); глубже идет духовно-ориентированная (духовное самосознание с самоидентификацией на уровне полевого носителя с разной степенью своей матричности, понимаемой как мера количества вложенных в него личностей), далее теургически-ориентированная (теургическое сознание, в котором индивидуальное становиться единственным моно-существом, пребывающим во всех иных) [2, 3].

Система вложенных пси-оболочек выполняет ту же функцию, что и система мембран в биологической клетке (внешняя и мембрана ядра), открывая возможность протекания процессам, невозможным вне такой специальной среды. Конечно, схема последовательного вложения несколько упрощает ситуацию, потому что из внутренних координат  все видится в обратном порядке: внешние оболочки становятся внутренними, т.к. базовое сознание самовкладывается. Это нормальное явление для геометрии самовложенных пространств или, другими словами, множеств, содержащих самих себя. А оценка иерархического подчинения пси-оболочек зависит от текущего доминирующего состояния.

Для создания вложенных пси-оболочек используются обычная медитационная техника, заключающаяся в искусстве отделения или присоединения самоощущения к разным состояниям сознания и физическим оболочкам. Другими словами, это операции отождествления/разотождествления субъекта с частями самого себя. Причем каждое состояние представляет собою суперпозицию формальной самоидентификации/де-идентификации и аналогового самоощущения/само-неощущения. Примером цикла саморазделения/самоинтеграции служит цикл, начинающийся с последовательного выделения самосознания в качестве очищенного потока восприятия («чистого существования») путем отделения его от телесных ощущений, от мыслей и чувств, от привычной личностой самоидентификации, а затем наслоения пси-оболочек на поток восприятия в обратном направлении. Это означает, что пространство самоотождествлений человека неоднородно по плотности самоощущения и в каждом состоянии имеется разная мера самоузнавания. Создание ранее указанной системы вложенных пси-оболочек – это  сложная психологическая и психотехническая работа, которая позднее позволяет сворачивать и разворачивать в ходе полета нужные диапазоны интерпретаций, а с ними и некоторые области мира путешествия.

Все вышеперечисленные оболочки не надуманы, а имеют естественное происхождение, и создаются каждым человеком с детства путем наслоения на восприятие ребенка новых самоидентификаций и миропредставлений. В трипах происходит спуск в исходное состояние, но уже выведенное на высоту нового понимания и осознания. Перемещение по личностным оболочкам выражается в смене (или суперпозиции) всего комплекса представлений соответствующего им мировосприятия, включая используемый стиль мышления и систему ценностей. Например, мышление может меняться с двухзначного на многозначное, а система ценностей с материальных на духовные, в частности, смысл своего существования с локально-индивидуального на глобально-человеческий. 

 Продолжая пси-погружение в себя с плацдарма в виде обычной биосоциальной личности в направлении аналогового пси-моделирования реальности, каждый человек знакомится со сновидными мирами. Всем знакомое сновидное путешествие характеризуется так: мало осознанное, слабоуправляемое, с нарушением привычной логики событий и не критичностью. Как и любой полноценный пси-полет, мир снов требует наличия тела сновидений (обеспечивающее позицию восприятия во сне) и переживания себя уровня социальной личности. Также имеются проявления себя во многих личностях – персонажах сновидной реальности и присутствует позиция творца сновидения (управляющего конструируемым сновидением), включая позицию сна самоощущения без сновидений (неигровое восприятие своего бытия), и сна без самоощущения (временного не существования). Весь процесс погружения связан с замедлением частоты мозга.

При повышении осознанности (контроля, внимательности) в сновидении открывается возможность конструирования персонального транс-мира. Принцип данного путешествия таков: при замыкании внимания субъекта на своем собственном пси-пространстве, созданный в сознании-подсознании пси-геном (информационная установка) такого мира делит его восприятие на внешнее (мета-уровень сознания) и внутреннее (тело-уровень). Транс-мир начинает разворачиваться и интерактивно взаимодействовать с вложенным в него сознанием субъекта. Вложенное восприятие, как правило, получает оболочку (тело сновидения) и урезанное самосознание (ограничения на память и критичность мышления), а остальные транс-персонажи воспринимаются как самостоятельные существа, пока субъект не произвел некоторого отождествления (самоузнавания) с ними. Управление же транс-событиями может происходить как за счет внутри-трансовых операционных возможностей (т.е. путем действий внутри и по правилам транс-мира) и внешне-трансовых операций (через обмен намерениями вложенного сознания с внешним). От соотношения внешнего и внутреннего управления зависит степень спонтанности и целенаправленности событий, что коррелирует с оценкой субъективности-объективности транс-реальности.

Что же на самом деле видит путешественник? Любой мир путешествий, само путешествие и даже сам путешественник лежат в диапазоне объективно-субъективной Реальности. При транс-погружении восприятие уходит вслед за измененным ритмом работы нейронов в клеточные и внутриклеточные глубины мозга, в полевую материю и внутрь самого пси-пространства сознания. Это процесс последовательного увеличения/уменьшения масштаба восприятия, напоминающий итерации мультифрактального множества Мандельброта. Почти каждый психонавт под воздействием психоделиков видит фракталы в период расстройства-перенастройки зрительного восприятия. Но аналогичный процесс фраткализации происходит и со смысловым содержанием, что из мета-позиции позволяет увидеть весь фрактал. Вообще, понимание происходящего напрямую связано с распознавательными возможностями психонавта, т.е. зависит от его интеллектуального уровня, научной и профессиональной подготовки. Например, мне удалось идентифицировать в процессе погружения на базе псилоцибина естественного происхождения, что с электромагнитным полем (как наиболее очевидным носителем сознания) происходят следующие преобразования: сначала идут сканирующие состояние нервной системы волны разной частоты и амплитуды - они создают виртуальную копию обычного психофизического состояния. А затем отмечаются т.н. ″преобразования пекаря″, т.е. алгоритм итераций логистического отображения

х → kх(1 - х). Это сложная нелинейная зависимость, лежащая в базисе странных аттракторов, которые являются главной математической абстракцией, соединяющей теорию хаоса и фрактальную геометрию.

Указанный процесс с полем сознания можно еще сравнить со стиральной машиной, которая крутит барабан с телом-мозгом подобно гироскопу (точнее волчку) под разными углами. Работая, то на наполнение водой-лимфой, раскручивая тело, то отжимая загрязненную бытовым информационным мусором. Субъективно ощущается, что сердце прокачивает лимфу крови через определенные зоны мозга с эффектом подобным гидроэлектростанции. То есть усиливается электрическое поле некоторых зон до тех пор, пока не произойдет свертывание и самозамыкание некой выделившейся в нем структуры, способной ″оторваться″ от базы и уйти в многомерное пространство.
В целом геометрия такого путешествия напоминает структуру пространства Калаби-Яу: путешествуя по его поверхности, всегда вернешся в исходную точку или относительно недалеко от нее, как бы долго и далеко не шел. 

Выходя с разными частотами, мы попадаем в состояния и пси-миры с разными закономерностями и степенью субъективности-объективности. Возникает задача определения этой степени и управления ею. Психонавтов часто подозревают в работе воображения, а не восприятия объективного мира. Странно упрекать субъекта в субъективности, когда это его природа, тем более во внутренних полевых мирах. Психонавт ″вырезает″ тот мир, к которому готов, но, конечно, могут быть и более объективные миры, например, на пересечении восприятия-сознания многих психонавтов или при считывании информации о нашем обычном мире, что, правда, доступно редким уникумам.

Для полноценного пси-путешествия надо создать карту мира путешествия и план его осуществления. Сначала путешественник должен сформировать интеллектуальное представление о пси-вселенной и маршрутах, например, в виде формально-логической теории – ментального путешествия. Затем наполнить его психологической медитационно-ощущенческой практикой – картой в виде аналоговой (воображаемой) модели пси-мира, оживляемой (динамизируемой) собственным сознанием-подсознанием. В искусственном или естественном трансе средней энергетической возбужденности, подсознание переводит режим существования сознательной модели в полуавтоматическое саморазвитие. То есть она превращается в полуконструируемый мир, который служит для проведения учений по психонавтическим полетам с выполнением на собственном пси-симуляторе фигур высшего пилотажа со своим восприятием и миропониманием. Такое воображение требует активной перестройки соответствующих нейроструктур, что часто сопровождается специфической головной болью, подобной той, что возникает при умственном перенапряжении в ходе изучения очень сложного материала. Однако потом соответствующие колонии нейронов складываются в новый порядок отношений.

Основная задача по подготовке сознания путешественника состоит в создании степеней свободы (достижения максимально устойчивого инварианта самосознания-самоидентификации к намеченным преобразованиям оболочек и управление этими процессами) своей психики для того, чтобы полет, в принципе, имел возможность реализоваться. Для начинающего главными являются всего три пси-движения: (1) восприятие себя непривязанным к конкретному своему телу (ощущение возможности множественности или смены тел вплоть до тела-вселенной), (2) восприятие себя свободным от собственной личности (ощущение возможности множественности или смены личностей вплоть до Сверхличности конструктора мира), (3) восприятие себя свободным от всякой идентификации (самоидентификация в абсолютной неопределенности). И затем в обратном порядке с восстановлением тождественности, а также их суперпозиция с перемещением в диапазоне равномерной-неравномерной плотности самоидентификации себя в них.

Классические ошибки психонавтов – это попытки дискретного соединения несовместимых состояний-маршрутов или, наоборот, разделение единого на несамостоятельные части без учета условий, в которых такие операции можно совершать. Это же относится и к мышлению, и к системе оболочек путешественника. Например, отождествления с высшими состояниями сознания относятся к стратегическим намерениям и постоянное нахождение в них без согласования с обыденным локальным сознанием тактических намерений приводит в обычной жизни к разного рода катастрофам. Кроме того, следует понимать, что пси-полет в полевом мире имеет особенности квантового мира. А именно: в зависимости от состояния сознания субъект может утрачивать возможность однозначного выбора пути событий, а управляет лишь шириной коридора альтернативных вариантов, т.е. он движется параллельно и при некоторых условиях может коллапсировать сразу в несколько реализаций себя и своей судьбы. При этом он временно способен утрачивать мета-уровень своего единства. И тогда естественная смерть в системе путешествий – это воссоединение частей базового (матричного) сознания из разных миров.

При значительном увеличении специфической активности мозга в области подсознательного конструирования, субъективный пси-мир значительно теряет управляемость и постепенно превращается в виртуально-объективный. Получая автономность, потенциал виртуально-объективного мира реализуется, автоматически наполняясь информационной конкретикой. Если имеется сонастроенность с событиями привычного нам физического мира, то виртуальный гипотетически может отражать информацию и даже воздействовать на них.

Виртуальные события будущего и виртуализованные из настоящего в прошлое, как и вся "возбужденная" информация настоящего, принадлежат одному энергоинформационному полю реальности, хотя и на разных носителях. В трансах это поле раскрывается в целом диапазоне форм бытия информации: она принципиально существует в неопределенном состоянии (если отсутствует наблюдатель, способный ее считать, в частности, они могут быть тождественны), существует в потенциальном виде (если механизм считывания теоретически может быть создан), в процессе развертывания потенции (в процессе ее считывания), в актуальном состоянии (считанной, отраженной, архивированной). Информация отсутствует относительно одних позиций считывания и присутствует для других, но среди них может быть по-разному считана, интерпретирована, оценена, т.е. речь идет о объективно-субъективном дуализме ее бытия для транс-путешественника.

На самовложенной топологии с переходами между многомерными и маломерными мирами-сознаниями часть информации свертывается в потенциал, теряя некоторые измерения, а другая ее часть, наоборот, приобретает измерения,  развертываясь в актуальную реальность бытия. Если многомерное сознание проецируется на свои границы в маломерный мир путешествия, то выделенный в себе поток восприятия-сознания оно должно облечь в оболочки-фильтры, которые в маломерном мире локально сохранят его многомерные собственные свойства как субъекта. А периферию восприятия-знания о себе отобразить в мир как несобственную информацию, т.е. она будет сохраняться в "объективной" структуре достаточно независимых остальных объектов мира путешествия. Но сами объекты будут представлять "оживающую" несобственную информацию, "придуманную" многомерным сознанием еще вне тела путешествия.

Поясню на простом примере. Предположим, автор придумал рассказ и "вошел" в него как персонаж с внутренней персональной историей-оболочкой. Остальные персонажи и события автор тоже придумал, но в этой придумке, в каждого и во всё в целом (сюжет и обстоятельства), он, все равно, вложил специфику своей личности и мировосприятия. Когда персонажи "ожили", то сами стали отчасти управлять воображением автора, выстраивая линии событий и судеб. В конце концов, этот рассказ закончится, но не реализованный в нем до конца потенциал автора, с учетом этой истории, вызовет к жизни новый сюжет.

Алгоритм психонавтики сводится к пяти основным этапам: 

(1) Создается осознанное намерение (пси-геном, описывающий самоидентификацию, этапность и цели пси-полета), которое психофизические конструкторы внутренних уровней (за-сознание) должны реализовывать в меру своих возможностей. А составляющими пси-установки являются: мировоззренческая позиция (отношение к пси-погружению), инвариантная самоидентификация психонавта мета-уровня, а также способность к управляемому временному изменению этого инварианта ради полноты переживания реальности избранных транс-событий.

Исходная для пси-полета фиксированная психофизическая позиция (в эвристическом мышлении стихиями – это стихия земли) соответствует обычному режиму функционирования личности и мозга, характеризуемому довольно жесткой привязкой к условиям биосоциальной жизни. Многим нужно пройти этот этап работы с собою. Но опытный психонавт непосредственно перед транс-погружением начинает медитировать, переводя свое сознание в более выгодную позицию. Другими словами, он целенаправленно переводит свое мировосприятие на удаленный пси-плацдарм, дабы путешествие началось уже с него. Зафиксированная  психологическая позиция ″вырезает″ нужную интерпретацию транс-событий, чем значительно облегчает желаемое достижение. Это будет то же самое состояние, что и при настройке, но с несравнимо большей реалистичностью, сопровождаемой раскрытием нового пространства образов и смыслов.

(2) Получив энергию электрохимического генезиса от искусственно-естественного психоактивного воздействия, начинается рассогласование ритмов работы многих зон мозга (расцепление с ними), благодаря чему сознание постепенно переходит в пластичное состояние (стихия воды), что связано с ослаблением жесткости стереотипов в ощущениях, мышлении, личностной структуре. В начальном периоде, это физически не очень приятное состояние (тошнота, слабость, озноб, головокружение) совпадает по ощущениям с недельным голоданием и даже начальными фазами респираторного заболевания, что указывает на процесс дезинтеграции привычной работы организма. Также возникают специфические волны или ″шевеления″ в нервной системе, особенно в конечностях. Фактически, происходит перераспределение внимания с ослабленного тела на состояние самой нервной системы. И уже на том этапе следует придерживаться позитивной интерпретации происходящего, например, рассматривать происходящее как ″запуск двигателей психофизического корабля″ или как ″зов вечности Бытия″. Это принципиальный момент психонавтики, ведь полет будет совершаться по информационному космосу, а сознанию нужны смысл и образы, чтобы получить некую определенность траектории в пространстве с высочайшей степенью неопределенности.

 (3) Дальнейшая дезинтеграция еще более ослабляет (стихия воздух, взлет и набор высоты) прежние нейронные связи. У начинающих (в случае приема психоделиков, которые выполняют функцию технических средств пси-передвижения) тремор мышц или их зажимы могут продолжаться весь трип. Однако эти же ощущения могут служить привязками для повторного погружения уже без применения экзогенных веществ. Непременным условием дальнейшего полета является растущее чувство физического удовольствия. Психоделики вызывают его ритмичным возбуждением половых зон в мозге, а также извлекают удовольствие из тремора мышц, подобно возникающему от потягивания. Вероятно, высвобождая мышечный серотонин. Принцип отображения между многомерным и маломерным состояниями выражается здесь в том, что мета-удовольствие возникает при переживании всего диапазона «страдания-умиротворения-экстаза» в теле полета. Если говорить только о телесном удовольствии, в частности половом, то оно делится на то, которое имеет источник во внутренних координатах (собственно зон мозга) и во внешних, возбуждая те же участки мозга, но внешними факторами, как, например, при интимных отношениях полов. Причем приход этих возбуждений в мозг может стать как согласованным, так и противофазным, подавляя друг друга. Аналогично, с соотношением удовольствий психологического генезиса. Психобиологический стимул служит поставщиком энергии для всплеска поля сознания.

Если физическое удовольствие согласуется с эмоциональным (радостью, восхищением, интересом), то погружение будет позитивно окрашено. Иначе, может возникнуть внутреннее противоборство, угнетающее психонавта. В любом случае, происходит перераспределение возбуждения/торможения в разных зонах мозга. К одним идет усиленный приток, а от других – отток крови. Субъективно ощущается прилив жидкости к голове. Наполненность влагой нейронов и их окружения имеет принципиальное влияние на их воспринимающую способность, т.к. именно кластеры воды (ее волновая природа), а также молекулярная взвесь (точнее, упорядоченный коллоидный раствор) цитоплазмы, более всего обладают чувствительностью к полевым процессам. (Вероятно, имеет место наполнение спинномозговой жидкостью основных бассейнов головного мозга.) В целом, многие нейронные связи, противоречащие новой топологии нейросети рвутся, иные становятся временно пассивными (пережидая неблагоприятные условия), но другие энергично устанавливают новые связи. Особенно важны связи между отдаленными отделами мозга, что способствует развитию синестезии и ассоциативного мышления. В момент перегруппировки связей происходит ослабление фиксации привычной психофизической точки сборки, чем открывается возможность управления состоянием этого конструкта сознания и активизацией полевого состояния самосознания и мышления. Их особенность в познании через отождествление в виде глыб знания и понимания.

С помощью магнитно-резонансной томографии (ФМРТ) ученым [4] удалось выяснить, что "псилоцибин на определенном этапе воздействия уменьшает мозговой кровоток, содержание кислорода в крови, омывающей центры нейронных связей, а также функциональную связность. Важно отметить, что психоделики не только снижают какие-то определенные функции мозга, но и способствуют образованию новых путей взаимодействия между нейронами, а также ускорению обмена веществ в коре больших полушарий. Результаты экспериментов выявили, что, во-первых, происходило увеличение мозгового кровотока в зрительной части коры больших полушарий и височным долям, усиливалась функциональная связность на этих участках. Во-вторых, ученые наблюдали уменьшение связности в сети пассивного режима, ретроспленальной коре и парагиппокампанальной извилине, снижалась активность альфа- и дельта-ритмов. Такие признаки обычно ассоциируют с глубокими изменениями в сознании — в частности, с потерей самоидентичности.

Еще более сложное воздействие оказывает ЛСД [5]. Оно влияет на широкое число рецепторов — белков клеточной мембраны нервной клетки. Рецепторы реагируют с нейромедиаторами и запускают цепь биохимических реакций, активирующих нейрон".

Нейробиолог Робин Кархарт-Харрис предложил теорию «энтропийного мозга». Суть ее в том, что психоделики переводят определенные функции мозга в некое «первичное состояние», соответствующее примитивному сознанию. Это отчасти верно. Но упрощение по одной характеристике связано с усложнением по другой. И упрощающее движение в отношении человеческой личности по достижению особенной позиции, начинает усложняться относительно устройства надличностных состояний сознания. Здесь также следует отметить, что трипы имеют очень много сходного с процессом умирания человека, что было отмечено Ст. Грофом, Дж. Хэлифаксом в работе «Психоделическая терапия умирающий. Эксперименты с ЛСД». Такой опыт в значительной мере снижает страх смерти.

Дезинтеграция привычной личности порождает временный эффект поли-игры сознания, что напоминает психоз. Это неуправляемая многоличностность или какофония мысле-чувств, которые могут быть распознаны как отголоски собственного подсознания, так и восприятие ″шума″ чужих сознаний. Также происходит восприятие слоя некоторых рефлексов, например, в виде циклично повторяющихся звуков, слов, идеомоторных реакций. Мозг переходит на новый доминирующий ритм (он вполне ощущаем в звуковом диапазоне и сравним с боем барабанов, аплодисментами, монотонным гудением типа звука ″Ом″ или мотора и т.п.) активности. Возможно, это электромеханический ритм синхронизированного ″шевеления″ нейронов перекодируется в звуковой зоне мозга или это фантомный звук, возникающий как неустранимая разница звуковых частот при согласовании ритмов полушарий. Если пилот заранее занял отстраненную позицию наблюдения, то может, несмотря на ″болтанку″, следить за общим курсом пси-событий (видений), пережидая эту фазу. Она играет важную роль, поскольку создает условия для наименьшего сопротивления работе конструктора новых состояний, воплощающих исходные установки пси-полета. Иногда, уже на этой фазе начинаются путешествия по персональной истории, что подробно описывает Станислав Гроф в своих многочисленных работах. Это видения-переживания себя в состоянии зиготы, в процессе ее деления, внутриутробные моменты, этапы родов (даже если психонавт - мужчина) и рождения, сосания груди, любые события из взрослой жизни, а также этап умирания и смерти, который часто предшествует рождению, а иногда наоборот. С полной реалистичностью психонавт может пережить и смерть близкого человека как свою собственную. Четкая реалистичность из внутренних координат посмертных этапов разложения тела, по моему мнению, указывает на память полевого вне-телесного бытия и неоднократности прохождения процесса рождения-смерти. Аналогично трактуются и видения-переживания сюжетов, которые трудно отнести к чему-либо иному, как не к прошлым или параллельным жизням. Хотя интерпретации могут быть разными, в сумме составляя объемное видение опыта.

Поскольку самоидентификация в ходе полета-погружения, как правило, не постоянна, то психонавты способны испытывать частичные или полные отождествления себя на любых уровнях физической организации их тела. Точнее, это голографо-фрактальное отображение информационных структур тела в наше полевое сознание. Так, можно осознать свою вечность в луче света, миллиардо-летнюю древность в виде атомов, миллионно-летнее бытие в своем генокоде, тысячелетнею жизнь в телах предков. Особо отмечу уровень клеточных видений-ощущений (нейронавтику). Существует идентификация себя как системы/сети нейронов, которая отображается в наше сознание как эволюционно лидирующая система группового разума нейронов по сравнению с соматическими клетками. Это период развития, когда нервная система только начинает формировать собственный мета-уровень проявлений (до-сознание) и нейроны еще не выступают как одно целое, а как множественные восприятия себя и мира. Это до-сознание уровня одноклеточных организмов и их колоний, через которое часто пробиваются эволюционно более поздние сознания наших животных предков, вероятно, записанные в ДНК и голографически на оболочках нейронов. Очень часто, это насекомые, рептилии, драконы-динозавры, что отмечается многими шаманскими культурами. При высокой степени отождествления психонавт ощущает, как его тело преобразуется: меняется форма тела, ощущается иная физиология и проявляются древние инстинкты. Хотя озвучивание позиции восприятия и самовосприятия до-человеческих форм, по-видимому, совершает наш мозг, но он лишь интерпретирует к понятной нам вербально-смысловой форме их состояние. Приобретаемое при этом знание содержит собственную информацию, т.е. переживание чужого бытия как своего.

Среди перевоплощений остается не вполне понятным генезис видений своего тела в качестве не просто биоробота, а высокотехнологичного неклеточного робота на сложнейших схемах, но с самосознанием. Возможно, это считки вариантов будущего.

Наследование человеческим геномом элементов генокодов до-человеческих организмов означает, что через их конструкции в наше телесное сознание пробивается их способ восприятия, элементы поведения и особенности психологии. Филогенез отражается в онтогенез. Недаром психологи говорят, например, о периоде рептильного сознания (и тому подобные фазы) у новорожденных детей.

В целом, невозможно установить строгие границы нейронавтики. Например, внутри-нейронные перемещения воспринимаются как очень сложные путешествия по многомерным иерархическим лабиринтам. А потоки энергоинформации задают такую топологическую систему волновых микротуннелей, что они часто интерпретируемы сознанием психонавта как маршруты для полевых путешественников (субъектов с иным сознанием), которые пользуются ими (т.е. энерго-топологическим устройством мозга биосуществ) как перекрестками для многомерных маневров и транспортными развязками. Причем, чем выше организованнее мозг, тем сложнее закручиваемая им топология полей. Например, существа с самосознанием имеют самовложенную топологию электромагнитного поля, что позволяет совершать в нем маневры по смене иерархии маршрута-туннеля.

 Кто-то скажет, что это фантазии. Но, что же тут невероятного? Компактизация мира приводит к многофункциональности его объектов. Например, организм каждого есть мир существования и эволюционной площадкой для миллиардов простейших (одноклеточных, вирусов и прочих). Нейроны – социальные существа, которые даже в пробирках тянуться друг к другу, а в мозге создают основу для сознания. Неудивительно, если поле психики окажется ландшафтом для отдыха или местом подзарядки для полевых эволюционно продвинутых существ, также как наша психика перезаряжается после сна.

И когда мы воплощаем наши фантазии во внешнем мире, то не следует удивляться тому, что во внутренних, более субъективных мирах, ″фантастические″ установки способны просто открывать двери (порядки восприятия) в уже существующие миры, плотно закрытые для людей без соответствующее организованной фантазии. Например, наше подсознание потенциально способно выдать решение какой-либо проблемы только, если сознание смогло поставить ему задачу и правильно считать ответ. То есть должно быть установлено соответствие частей полного сознания, чтобы нужный порядок мысле-чувств проявился из потенциала. Пока нет возможности в более объективных экспериментах доказать/опровергнуть истинность вышеприведенных субъективных интерпретаций некоторых фантастических переживаний-видений иных миров во время транс-погружений, потому что мы, люди, эволюционно, лишь в начале пути самопознания. Но не всё во внутренних мирах требует привычных доказательств – существуют многозначные доказательства: часто достаточно реалистичности переживаний и полезности для качества психологической жизни субъекта, чтобы признать истинность осознаний, но субъективность (наличия альтернативных) видений.

Все начинается с фантазии, затем переходит в художественную фантастику. И созданное фантастами, начиная от сказок и былин, в конце концов, реализуется по сути с поправкой на свойства материи, а все воплощенное отражается в сознание, развивая его виртуальный мир. Можно сформулировать следующее утверждение:

Эволюция человечества и человека происходит в колебательном процессе между идеальным и материальным. Воображение раскрывает потенциал пространства событий, как психических, так и материальных миров. А обменные процессы между ними создают эффект их коэволюции.

Вернемся к процессу транс-погружения. Постепенно сотрясения тела и хаос психики уменьшаются. Теперь путешествие может стать над-персональным, а личностная структура преобразуется в архетипические персонажи, все более утрачивая индивидуализированные черты. Архетипы (видения-отождествления с образами богов и других мифологических существ) выражают психологические обобщения стратегий поведения и мировоззренческих позиций. Чаще всего, это собственные состояния сознания, воспринимаемые как внешние и потому визуализирующиеся. Все перечисленные уровни сознаний глубинно влияют на нашу психологию, особенно, когда человек вспомнил нечто принципиально важное о себе. А многочисленные опыты в рамках гипнонавтики (путешествий под гипнозом), описанные в своих книгах доктором Майклом Ньютоном, в т.н. иные инкарнации показывают, что даже незначительная информация, расширяющая представление человека о себе как межинкарнационной сущности, часто вызывает кардинальные изменения в сознании, т.е. эволюцию наблюдателя.

И здесь некорректно говорить о нереальности видений, поскольку без ощущений и их интерпретаций нет сознания, и нет человечества, а лишь материальные формы в круговороте трансформаций. Мы-тело, в некотором смысле, есть то, что мы едим. Мы есть то, с кем себя отождествляем или отождествляем себя с тем, кто мы есть? Мы, субъекты, есть то, кем/чем себя распознаем или становимся таковым в ходе постепенной самореализации. Так, какие же мы на самом деле? Абсолютный ответ: никакие, но мы можем четко или нечетко, однозначно или многозначно быть идентифицированы сами собою и в некоторой мере сконструированы в соответствии с идеалами.

(4) Наконец, наступает стабилизация состояния, часто сопровождаемая экстазом (стабильным блаженством, стихия огня), особенно если физическое удовольствие совпало с психологическим позитивным максимумом. Теперь ранее далекие состояния сознания, распознаваемые как не-свои, достигаются, а потому переживаются изнутри без внешнего архетипического образа, с визуализацией их внутреннего состояния. Видимо, внимание из зрительной зоны переходит в зону самосознания (к поясной извилине и медиальной префронтальной зоне — частях мозга, связывающих сигналы из других отделов и играющих роль своеобразного «мозгового роутера»). Часто происходит эффект узнавания человеком себя в некотором новом психофизическом состоянии, т.е. смена инварианта путешествия. Это может переживаться как соединение плотского сознания со своею волновой душою или некоторая степень единства со всем Универсумом, с сознанием Бога, Сверхличность которого охватывает все живое как единое целое. Последнее имеет глобальное мировоззренческое значение, хотя на психическом уровне объяснимо просто: вкладываясь в собственное пространство сознания, восприятие оказывается во внутренних координатах, а остальной психический мир – становится внешним. И тогда человек ощущает себя в каждом пси-объекте как частью единого себя, поскольку они есть элементы его сознания.

Все это было бы просто игра воображения, если бы не было способно коренным образом менять мировоззрение, а за ним и судьбу человека. Идентификация себя внутри себя часто не совпадает с самоидентификацией извне (относительно внешних проявлений), что связано со сменой позиции оценивания. И это противоречие может дать сильный толчок процессу саморазвития личности. Но этому надо учить, потому что позитивный результат психоделии возникает только при правильном к ней отношении.     

Носитель своего восприятия в трипе часто распознается как свет или как суперпозиция светового поля в жидкой среде, что напоминает низкоэнергетическую плазму (похоже на светящееся изнутри желе). Судя по признакам, этот свет, разлит в межклеточной среде и цитоплазме нейронов. Но главное, психонавт реально переживает состояния вечности и бесконечности, которые оказывают кардинальное влияние на все его сознание с первого же раза. ″Здесь и сейчас″ настоящего оказывается равным состоянию ″везде и всегда″. Поясню эту связь так: если грудной ребенок, не имея памяти прошлого и представлений о будущем, временно живет в вечном-настоящем, то взрослый обретает вечность от прошлого до будущего за счет вхождения в мета-позицию с мета-временем. Сколько бы философ не рассуждал об этих понятиях, интеллектуальная спекуляция – это ничто по сравнению с реальным и интенсивным переживанием того, на что они указывают. Это живое знание, которое нельзя заменить маломерной и слабо энергетической проекцией. Тот, кто не прошел успешно такого рода опыт, вряд ли может считать себя полноценным философом или психологом. Но затем психический опыт требует детального анализа и для этого нужен багаж знаний и развитый интеллект. То есть профессиональная подготовка важна до и после, но без погружения в за-сознание глубины понимания-ощущения мира за-сознания не достичь.

Далее наступает длительное зависание в наивысшей точке полета, в которой происходит максимальное согласование психического и физического конструкторов разных уровней, а значит, наступает реализация исходных намерений. При зависании возникает недвижимый поток с границей в виде ″зеркала″ восприятия, которое допускает активность пси-конструктора, например, полевого образно-интуитивного мышления (вербально-логическое подавлено), только в рамках недвижимости потока, т.е. допускаются лишь колебания поверхности его зеркальной глади, или, наоборот, колебания глубже нее, почти не затрагивающие покоя поверхности – похоже, это равноправные оценки состояния. В пси-пространстве этого ″зеркала″ и происходит восприятие максимально далеких горизонтов конкретного путешествия. Но существует еще более глубокая фаза самоидентификации, когда отождествление происходит с чем-то неопределенным по своей структуре, соответствующим представлению об Абсолюте [3].

(5) Исчерпание энергии ведет к снижению (приближению к макроуровню) высоты/глубины. Многие отмечают этап поиска собственной земной личности в ходе просматривания пузырей-реальностей, содержащих вполне реалистичные, живущие своею жизнью транс-персонажи людей, никогда не встречавшихся в жизни. Этот этап дает пищу для разнообразных толкований, суть которых в том, что пропорционально степени очищенности от привычной самоидентификации, восприятию открыто множество своих-чужих личностей. В конце концов, самообнаружение происходит и с входом в себя все становится на привычное место.

И, наконец, наступает окончательная посадка в состояние покоя, бессилия, утомления и расслабления. Это многочасовой покой, который при интерпретации его как умиротворение, сравним с растворением в природе Бытия, океаническим сознанием, смертью или внутриутробным пребыванием, часто с соответствующими видениями, пока не наступит торможение самого пси-центра конструирования-восприятия. Теперь психонавту нужен отдых и многочасовой сон. Зато в последующие дни сновидения по инерции наследуют многомерность трипа-транса и выдают потрясающие по объему видения, хотя столь же хаотичные как и положено быть снам.

Поскольку все внутренние ландшафты (смыслоформы) были восприняты на частотах и длинах волн, значительно отличающихся от обычного состояния, то, чтобы не утратить память об увиденном (как при сновидениях иные частоты мозга), после сна необходимо немедленное многократное вспоминание важных этапов (и даже прямо по ходу пси-полета). И желательно позднее провести запись отчета о транс-событиях с интерпретациями и выводами. Запоминание и записывание служат фиксации сознания в новой стартовой позиции следующего полета. (Это осознанная фиксация, но мозг автоматически запоминает конечную фазу по каждой линии трип-транса и, как правило, при следующем погружении продолжает начатые темы.) Механизм последовательного отображения достижений между внутренними и внешними состояниями является принципиально важным, поскольку эволюция пси-полетов осуществляется, прежде всего, шагами сознания. Такая ″ходьба″ означает, что инвариантом попеременно становятся то обычное (интеллектуально-медитационное), то трансовое достижение, а временно неинвариантное (нефиксированное) из них должно осуществить шаг вперед. Сознание, в целях эффективности и безопасности психонавтики, должно быть целостно, а потому требует согласования уровня развитости своих частей и состояний. Это же относится и к формирующимся (под действием тренировок) нейронным структурам, специализирующихся на пси-преобразованиях. В результате освоения аналогового мышления (и сознания) в период экстазно-трансовых состояний, отличающегося полевым многомерным характером (димензиальным расширением) восприятия и обработки информации, происходит установление новых связей между разными зонами мозга и уплотнение мозговой ткани в рабочей зоне пси-полета. Именно плотность упаковки увеличенных в размерах нейронов и количество, обслуживающих их метаболизм глиальных клеток в определенных областях, связывают с гениальностью. Ведь, гениальность – это полет души.

В качестве дополняющего примера описанного алгоритма, рассмотрим фазы пси-полета в отношении тела психонавта как фрактала общей структуры. В йоге этот процесс называется позой трупа (савасана). Стандартная последовательность такова: (1) при стартовой релаксации ощущается отяжеление тела, слабость, что соответствует перегрузкам космонавтов при старте ракеты. Иногда при естественном и спонтанном «вылете» из тела не хватает энергии и тогда наступает не очень приятное состояние, когда тело ощущаемо, но парализовано (оцепенение) и к тому же резко падает глубина дыхания, т.е. все происходит на границе со смертью. В описаниях у разных народов подобное состояние часто интерпретируется как ведьма, севшая на грудь человека. На этом этапе, как правило, господствует элементарный страх даже не перед смертью, а опасностью застревания навсегда в этой летаргической фазе. (2)  фаза ″плавания на волнах″, когда восприятие внешнего мира расстраивается (хаос восприятия) и даже исчезает, а внутри-телесные ощущения также ″плывут″, (3) фаза невесомости или ″полета по воздуху″ с потерей ощущения веса тела. Это фаза, сопровождаемая утратой ощущения макроскопического тела, что может быть интерпретируемо как переход внимания к его виртуальному отражению в электрическом поле соответствующей зоны мозга, а все ощущения не имеют четких границ между собою. Например, при соприкосновении ладоней рук человек утратит границу между ними и руки ″сольются в тор″, (4) фаза экстаза, в которой телесные ощущения становятся управляемыми для самовнушения и в целом ощущается наивысшая степень согласованности-связности, уникальности-безграничности своего тела-мироздания. (5) фаза ″приземления″, когда ощущения тела возвращаются в норму с некоторой разницей между исходным и конечным состоянием. Впрочем, при вылетах иногда возникают проблемы точности приземления (восстановления управления физическим телом), сходные с начальными. Это вопрос опыта и сосредоточенности.

На этом телесный полет завершен. Параллельно при переключении внимания на визуализацию и интерпретацию потока восприятия возможен переход к сугубо психическим состояниям и психологическим формам радости. Все приведенные этапы связаны с выработкой эндогенных психоделиков, таких как серотонин, дофамин, эндорфины, энкефалины, эндогенные каннабиоиды, окситоцин, фенилэтиламин и т.п., что выражается в усиливающемся переживании удовольствия. Современные экзогенные психоделики (растительные или синтетические), как внешнее воздействие, упрощают реализацию полета-погружения, но имеют более высокую степень несогласованности с организмом, что выражается в некотором дискомфорте почти на всех этапах. В целом следует понимать, что любой пси-полет задействует всю психосоматическую сеть, а при нарастании глубины и проникновении поля восприятия внутрь нейронов, конечно, подключается генетическая сеть организма.

Задача навигации в психонавтике стандартна: потребность в установлении собственных координат в мире путешествия и пути к избранной целевой позиции. Навигация в пси-пространствах осуществляется за счет привязок к инвариантам (центрам) путешествия – системе самоидентификаций психонавта. Каждое его самосознание очерчивает (системой преобразований его собственных оболочек) сферу внутренних миров, в которых он потенциально-актуально ″вращается″ вокруг пси-центра или совершает переходы между локальными субцентрами самосознания. Поэтому, с позиций психонавтики, все финансовые и карьерные достижения в социуме (крупный ученый, политик, финансист, гуманитарий) почти не имеют значения для духовного роста, но исключительно важны вырабатываемые в ходе таких достижений качества личности и осознания-самоидентификации, ведущие к иерархически более высокому инварианту самосознания.

Ускорить полет можно за счет качества пси-корабля: его топлива и строения. В данном случае, пси-корабель – это сам человек. Он (путешествующая оболочка восприятия, с которой его существо отождествляет себя) вылетает из/в самого себя, последовательно тормозя и возбуждая свои пси-оболочки от внешней к внутренним. Это напоминает сброс ракетою собственных отработавших ступеней, однако в ходе челночной психонавтики они просто временно деактивируются. И лишь при удаленных полетах ″в один конец″ происходит полноценный сброс оболочек, называемый смертью на разный уровнях. (Еще Эдгар Кейси говорил о физическом теле как о платформе, с которой взлетает тонкое тело.) Первой внешней макрооболочкой человека является его собственное тело, а психокосмическим топливом для него служат естественно-искусственные химические вещества или физические поля, способные взвести выделенное клеточное сообщество нейронов в специфически возбужденное состояние (кратковременная синхронизация ритмично осциллирующих нейронных цепей) готовности к пси-полету. Например, вполне достаточно для пси-полета эндогенно вырабатываемого серотонина и дофамина. Адреналин и половые гормоны также обеспечивают элементарный пси-полет в моменты счастья, удачи, риска, влюбленности, беременности и т.п. (Очень многие известные ученые и гуманитарии признавались, что могут творить лишь в состоянии влюбленности, что указывает на глубинную связь «полета души» и успешного творчества.) Однако для обычного человека глубинное содержание и структура таких состояний остается неосознанной, и лишь опытный психонавт способен распознать отражения глубоких состояний в более поверхностных. Огромное значение синтетических психоделиков как раз и состоит в интенсивном проявлении глубинных состояний, которые обычно трудно различимы из-за психической пыли (хаоса множества незначительных по смыслу ощущений). Замечу, что все терминологические параллели с физическим перемещением здесь используются для того, чтобы подчеркнуть единство всех видов путешествий, фракталоподобность их проявлений и получить объемное понимание происходящего.

К основным проблемам навигации относятся: дезориентация в пространстве-времени, не распознавание самоидентификации, неопределенности в смысло-целях, неопределенности выбора правильного действия и направления, замыкание в выделенной реальности. Практическим шагом из любой неопределенности является перевод сознания (системы оценок и привязок) из относительной системы в абсолютную. (Подобно тому, как в геоцентрической системе движение планет крайне запутано, а в гелиоцентрической все просто, потому что найден истинный центр симметрии.) В ней обнуляются все ранее созданные настройки, а неопределенность достигает максимального уровня, становясь собственным состоянием. Это и дает возможность мета-управления и мета-навигации, как настраивающих между собою все более проявленные формы. Механизм достижения цели основан на автоматической реакции подсознательно-бессознательного конструктора мира на осознанное намерение как энергоинформационную команду, содержащую информацию о целевой позиции и/или требования к пути ее достижения. Однако на разных уровнях имеется разная скорость и мера согласованности команд, а также возможности их реализации.

Если формальное научное познание строится как объективное, рассматривая мир из внешней системы измерения, то психонавтика – это, прежде всего, аналоговое знание, дающееся нам в непосредственных наблюдениях из внутренней субъективной системы координат. Современная психонавтика соответствует натуралистическому этапу развития физической науки, и, со временем, вполне может быть дополнена переживаниями, фиксируемыми  биогенными и техногенными (нейрочипами т.п.) сенсорами, совместимыми с психонейронной системой человека и человечества. Не доверять воспринятому в глубинах сознания-мозга – это то же самое, что не доверять физическим ощущениям. И те, и другие истинны, а вот их интерпретация может быть частично ложной или неполной. Более того, природа доступного всем интуитивного ощущения и транс-видения едина, а разница лишь в степени приближения системы настройки восприятия к состоянию наблюдения. И тот, кто откажется от опоры на свою интуицию, превратится в умственно отсталый ″формально-логический компьютер″.

Сформулируем основные субъективно-объективные выводы, которые делают все психонавты, если они подошли к пси-полету с достаточно развитым уровнем духовной (высоким самосознанием, психологической культурой и развитым интеллектом) подготовки:

1. Прошедшие ряд погружений начинают намного спокойнее относиться к неминуемой смерти после жизни. Это следствие знакомства психонавта с околосмертными состояниями.  Оценка смерти относительна: распад макроскопического тела и соответствующего самосознания в зависимости от мировосприятия субъекта могут быть интерпретированы как утрата жизни или как освобождение от нее. А рождение на Земле как попадание в тюрьму с пожизненным сроком или как увлекательное путешествие по многообразию ощущений и возможность совершенствования. Смерть есть на одних носителях, но остается жизнь сознания на других. Наши сознания-души вечны в квантово-информационной структуре электромагнитного/фотонного поля, но эта вечность тоже относительна.

2. Весь Мир, все мы - это одно существо. Такой вывод возникает при достижении надперсонального самосознания. (Собственная земная личность частично распадается и психонавт оказывается как бы изнутри личностей всех известных ему персоналий.) Все люди и все живое есть совокупность позиций восприятия, которое исходит из одного цельного нелокального мета-восприятия в оболочке общего развивающегося сознания. Оно делится последовательной редукцией (ветвлением, квантованием, расслоением) на локальные и условно независимые сознания, чтобы затем, восстанавливая свое единство, обрести новое интегральное качество Бытия.

Есть ли прочные доказательства для таких выводов? Их субъективную истинность доказывает себе каждый сам, а объективную истинность каждый из нас сможет проверить на себе по завершению земного путешествия.

3. Те, кто достигает вершин, видят, что Реальность многогранна (многомерна) и описать ее можно только в виде пространства всевозможных интерпретаций на разных языках описания. Целостно зримое только из мета-позиции. Видят, как исходное состояние (Абсолют), суть которого неопределенность (непроявленность, неописуемость), в результате саморазделения и взаимодействия этих частей между собою, оказывается в процессе Существования. И в нем повышает степень своей определенности, пока не исчерпает исходный потенциал и тогда сворачивает игру в Бытие и формирует новый цикл Игры. («Игра» в математическом и философском смысле.) Но это в линейном времени избранных реальностей, а в пространстве параллельных времен идет Мета-игра, кроме которой есть еще особое состояние «вне-игры». Видят, что из внутренних измерений все в Мире логично, детерминировано коридорами развития и согласовано, но при переходе во внешние измерения, порядки частично накладываются, порождая хаотичность и случайность.

Естественно, прочесть о путешествии и чужих переживаниях или проложить свой маршрут – это разные вещи. Информационное и аналоговое познание дополнительны.

Коротко перечислим основные задачи психонавтики:

1. Дальнейшая разработка теории психонавтики, особенно в плане согласования понимания психотехники с сутью психических и нейробиологических процессов.

2. Разработка программ обучения по философии и психотехнике перемещений. Принципиально важным, является ″запуск″ в транс-мир специалистов в области физиологии мозга, топологии, квантовой информатики, потому что именно они способны физико-математически идентифицировать те многомерные преобразования и среды, в которых происходит холонавтика.

Подчеркну, что без качественной подготовки личности транс-пилота далеко его восприятие не полетит. Остановится уже на уровне телесных ощущений, или, в лучшем случае, на воспоминаниях личной истории, начиная с перинатальных переживаний и до смерти. Можно даже сформулировать закон: путешественник способен реализовать лишь то путешествие, к которому готовы его психофизические оболочки, в противном случае, часть потенциально возможного путешествия не осуществится или пройдет мимо его внимания, или он просто не сможет вообще (или правильно относительно полезности выводов) интерпретировать увиденное. Иначе говоря, путешественник должен быть в определенной мере сонастроен с маршрутом путешествия.

Как и во всяком деле, в психонавтике есть свои бездарности, посредственности, таланты и гении. Всё зависит не только от трудолюбия человека, но и генетических склонностей, порождающих уникальные нейроны и их системы. Поэтому нужен поиск талантов, подготовка учителей психонавтики, а также развитие пси-туризма как способа просвещения масс и самоокупаемости исследований – все это комплексная система.

3. Разработка психоактивных воздействий, открывающих возможности осуществления все более удаленных и разнообразных пси-путешествий. В мире идет активная разработка различных способов (нейрочипов и химических веществ) стимуляции мозга, его работоспособности и творческих способностей. Спрос огромен, начиная от военной сферы и заканчивая улучшением шансов на карьерный рост. К сожалению, в нынешнее время психоделические исследования в консервативных странах официально почти не проводятся. Здесь не только экономические интересы противостоящих психоделии производителей алкоголя и табака, но прежде всего, по причине страха основной массы людей (а значит, и государственной системы) перед расширением психического пространства, выводящим сознание за бытовые заботы. В свою очередь, люди с расширенным сознанием плохо переносят ограниченные сознания. Действительно, свободу не запретишь, но и свободным быть не заставишь.

Заключение. Итак, мы рассмотрели ряд гипотез о сути и алгоритме процесса погружения в собственное поле сознания. Выводы можно сделать следующие:

1.    Психонавтика включает в себя широкий спектр методов, вызывающих измененные состояния сознания. Нам известны такие методы: суггестия (гипноз), химические вещества (психоделики), электорстимуляция. Эксперименты показывают, что неинвазивное раздражение постоянным («транскраниальная микрополяризация», ТКМП) или переменным током (метод tACS – transcranial alternating current stimulation — «транскраниальная стимуляция переменным током») определенных зон мозга или транскринальная магнитная стимуляция вызывают галлюцинации, подобные тем, что от действия психоделиков. [6] Установлено также, что во время молитвы у человека активируются те же участки мозга, что при удовольствии от приятной музыки, или занятии любовью, и они совпадают с действием от психоделиков и наркотиков. Все перечисленное говорит о том, что в этих процессах общая нейробиологическая основа.

2.    Психоделические состояния на этапе плато экстаза приводят к особому самосогласованному мировосприятию. Переживания единства с остальными людьми и Миром в целом, может служить основой для достижения человеком форм высокой нравственности, экологическому мировосприятию,  а также целостному видению Реальности в единстве всего многообразия ее интерпретаций [2].

3.    Психоделическое погружение для интеллектуально развитого человека – это не увеселительная прогулка, а огромная психофизическая нагрузка, дающая толчок для работы над своим сознанием, тем, кто к этому стремится. Психоделики отрывают как бы изнутри мир собственного сознания и отчасти подсознания, но не выводят вовне их. Однако психоделики могут служить вспомогательным инструментам или катализатором умений для тех, кто от природы обладает некоторой сверхвосприимчивостью.

4.    Мировоззренчески и психотехнически подготовленный человек, как правило, получает высокий психологический и психотерапевтический результаты от глубоких трансов. В то время как сознание неразвитого в духовном смысле порождает примитивные переживания. Причем имеется некоторый процент людей, которые почти не восприимчивы к психоделикам, и это говорит лишь об особенностях их индивидуальной организации: личности и мозга.

5.    Психоделик – это инструмент, который может быть, как полезен, так и бесполезен или даже вреден, в зависимости от умения его применять. Поэтому говорить только о вреде психоделиков просто некорректно. Синтетические психоделики – это плод научно-технического прогресса в области нейрохимии. И относительно трансовой техники их появление аналогично созданию самолета, если ранее путешествовали пешком. Психоделики, если использовать их для внутреннего развития, работают как катализаторы, проявители внутренней интуиции, приоткрывают память подсознания, согласуют мировосприятие человека, делая его целостным. А если культура отношения к психоделии неразвита, то человек не готовит заранее трансовое намерение, нарушает допустимые дозы, не учитывает состояния собственного здоровья организма и психики, создает угрозу для других своим поведением в измененном состоянии сознания (например, водит автомобиль). И тогда он должен отвечать за свои поступки. А правильно, при такого рода трансе лежать, закрыв глаза и  совершая как можно меньше движений, потому что моторика меняет частоты мозга и создает шумы, как это видно при энцефалограмме.

6.    После некоторого количества психоделических погружений, разнообразие подсознательного опыта качественно исчерпывается, хотя некоторое разнообразие его интерпретаций и транс-сюжетов сохраняется. Как правило, исследователи на этом этапе теряют интерес к такого рода психонавтике. Хотя ее можно использовать еще как усилитель творческого поиска при решении сложных задач. Причем для таких погружений психоделик часто уже необязателен, потому что опытные психонавты умеют моделировать трип-стиль погружения уже при помощи техники самовнушения/самогипноза.

7.    Психонавтика позволяет создать психологическую интерпретацию устройства Мироздания, которая является дополнительной и равноправной с другими языками описания: математики и физики. Встречное движение осуществляется из физики, путем все большего включения субъекта в картину Мира. В отличие от более объективных описаний, психологический язык позволяет создать науку субъективного мира, которая не менее важна, поскольку мы все, прежде всего, являемся субъектами и лишь во вторую очередь объектами.

8.    Центры психонавтики необходимы, чтобы уберечь интересующихся трипами от настоящих наркотиков и направить их поиски в русло самопознания. А наркоманам предложить альтернативу в виде перехода к психоделикам и обучению на основе техники суггестии и самогипноза отстранённому отношению к удовольствию, которое есть вторым фактором зависимостей после физической. Даже если такие центры будут посещать немногие, через них, все равно, хорошо поставленная психонавтика (психологическая культура самопогружений) начнет распространять свои идеи за границы центров, как бы вакцинируя от «дикой» наркомании молодежь. К счастью, все больше стран, под давлением научных исследований, начинают снимать запреты на психоделики. Но культура их использования не прививается. А по моему твердому убеждению, с философской и психотехнической культурой трансов (пока без применения психоделиков) следует знакомить уже в старших классах школы, потому что уже в 14 лет многие имеют опыт алкогольного опьянения, табакокурения или курения канабиса.

9.    Проблема наркозависимости, включая алкогольную , табачную и игроманию, решается с высоким процентом результативности только в результатет комплексного подхода. И в нем все тесно связано: философия, психология, психотерапия, духовный поиск, религия, политика, культура и законодательство. Этого многие не понимают. Как показывает практика, часто даже хорошие ученые не умеют мыслить системно (высокосвязно), но курс психоделиков повышает связность нейронных сетей (синестезийность и плотность мысли) в разы. Это тот эффект, который добиться без них крайне трудно. А скептикам от науки напомню, что согласно эвристическому закону Артура Кларка, если пожилой ученый говорит, что нечто невозможно осуществить, значит, он ошибается. 

Библиографический список:

1. Гроф Ст. Области человеческого бессознательного: данные исследований ЛСД, 1994

<br>2. Гроф Ст., Хэлифакс Дж. Психоделическая терапия умирающих. Эксперименты с ЛСД,1990

<br>3. Еникеев А. Мозг под кислотой. Нейробиологи наблюдали влияние психоделиков на нервные клетки, Lenta.ru. — 13.06.2016.

<br>4. Кундин А.В. Новый тип организации государства: Рациократия. [Электронный ресурс] // SCI-ARTICLE.RU. 2020. URL: http://sci-article.ru/number/08_2020.pdf

<br>5. Кундин А.В. Общая концепция Мета-учения, Журнал МФКО "Философия и космос", т 18, 2018.

<br>6. Кундин А.В. Мета-учение и современная эзотерическая наука, Lambert, 2019, С. 102 — 158.

<br>7. Псилоцибин [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Псилоцибин

<br>8. Ричардсон Б. Возрождение исследований энтеогенов, 2009 и [Электронный ресурс] http://prosvetlenie.daism.ru/zhurnal/maps/vozrozhdenie-issledovaniya-enteogenov-uroki-iz-proshlogo-i-gipotezy-dlya-budushchego

<br>9. ЛСД [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/ЛСД

<br>10. Торчинов Е. А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного, СПб.: "Азбука-классика", "Петербургское Востоковедение", 2007

<br>11. Транскраниальная стимуляция [Электронный ресурс]   https://ru.wikipedia.org/wiki/ТЭС-терапия

<br>12. Уилберн К. Проект атман, 1978

<br>13. Хаксли Олдос Двери восприятия, 1980

<br>14. Хьюстон С. Имеют ли психоделики религиозное значение?, 1985

 © А.В. Кундин https://sites.google.com/site/neoesoterik0/