Кастанеда

NZ-комментарии к учению толтеков, изложенного Кастанедой. (по материалам википедии)

Ка́рлос Cе́cар Сальвадо́р Ара́нья Кастане́да (исп. Carlos César Salvador Araña Castaneda; 25 декабря 1925 (либо 1931, либо 1935), Кахамарка, Перу (либо Майрипоран, Бразилия) — дата смерти: 27 апреля 1998 года, Лос-Анджелес, США) — американский писатель и антрополог (доктор философии по антропологии), этнограф, мыслитель эзотерической ориентации и мистик, автор книг-бестселлеров, посвящённых шаманизму и изложению необычного для западного человека мировоззрения. Сам Кастанеда пользовался термином магия, однако, по его словам, это понятие не полностью передаёт суть учения, основанного на традициях древних и новых «видящих» — толтеков, — «Пути воина».

(NZ) Замечательно то явление, что многие специалисты по той или иной религиозно-философской системе, со временем, настолько проникаются ее учением, что становятся не только адептами, но и, благодаря своей профессиональной подготовке, знаменитыми учителями, развивающими избранную ими линию духовного познания до новых высот.

Излагая древнее учение языком, понятным современному человеку, Кастанеда не только модернизировал это знание, но и описал специфическое мировосприятие. А каждый необычный, но при этом достаточно глубокий, взгляд на Реальность и путь практики позволяет эзо-исследователям дополнить и откорректировать собственное миропонимание, а значит, сделать его более адекватным оригиналу.//

Карлос Кастанеда утверждал, что встретил индейца из племени яки, мексиканского мага Хуана Матуса в 1960 году, что полностью изменило его жизнь. Поначалу Кастанеда в рамках антропологической практики в Калифорнийском Университете в Лос-Анджелесе хотел исследовать кактус пейот, и именно с этой целью обратился к дону Хуану, который являлся знатоком местных растений. По счастливой случайности их свёл вместе общий знакомый. Согласно Кастанеде, в дальнейшем, дон Хуан, считавший себя принадлежащим традиции магов (толтеков в терминологии последнего), выбрал его в ученики исходя из специфического признака, который дон Хуан называл особенной структурой его «энергетического тела».

(NZ) В эзотерике, Наставник и ученик обязательно должны быть, в определенном смысле, родственные души, иначе передача учения неэффективна. Но здесь важна не только их психологическая совместимость, но и наличие у ученика качеств, обязательных для освоения учения. А в каждом учение свои базовые требования. Особенность толтеков заключается в том, что все свое познание они визуализируют, а не осмысляют, что свойственно людям с мощным эмоционально-образным восприятием. А это свойство почти всегда сопровождается повышенной способностью к самовнушению и гипнабельностью. Именно эти качества являются фундаментальными для практики толтеков.

В неоэзотерике упор делается на такие качества личности как глубина медитативного мышления и нравственность, но, как метапрактика, NZ указывает на возможность взаимных преобразований содержательных и визуальных практик, а также использования нравственностей (из диалектически полного пространства их форм) с различными критериями истинности.//

 Как впоследствии оказалось, дон Хуан видел в нём нагваля, или лидера группы видящих, способного продолжить линию магов, к которым принадлежал дон Хуан. Согласно книгам Кастанеды, «магия» толтеков заключалась в умении изменять свое восприятие, что, согласно учению, позволяет существенно расширить и даже кардинально изменить представления о познаваемом и о жизни в целом. То есть «магия» — это не фокусы с доставанием «чего-то» из ниоткуда, а практика расширения восприятия за границы известного человеку. Также магия в учении толтеков не имеет своей целью власть над другими людьми, вмешательство в их судьбу и здоровье. Целью является так называемое «сгорание в огне изнутри» — достижение иной формы существования в «энергетическом теле». Существует мнение, что как и всё на «бренной земле», это просто взгляд с другой точки зрения (взгляд на предназначение человека). Т.о. «спасение души» описывается другими словами, возможно, более точными. По окончании обучения Карлос Кастанеда стал убеждён, что он оказался свидетелем совершенно иной когнитивной системы («синтаксиса иного типа»), нежели европейская. Термином «магия» Кастанеда был недоволен, так как считал его неточным, поэтому впоследствии в поиске более точного термина заменил его на слово «шаманизм», которое тоже не вполне соответствовало действительности, так как отображает знания о взаимодействии с окружающими духами, что является лишь очень малой частью учения.

(NZ) Итак, адепт, обладающий незаурядными способностями к вхождению в трансы, а также имеющий качества лидера, и как гипнотизера (в широком смысле), несомненно, может быть вожаком группы себе подобных. Бессмысленно требовать от человека с подобными талантами идти путем интеллектуальных исследований. Как и человеку, склонному к мудрости, мало что дает метод трансов. Это разные дороги, но опытный эзотерик всегда может найти ключ для перевода одних знаний-умений в формат других с целью получения полноты психического опыта.

Трансы – это необязательно отдельная реальность, а нередко совмещение (наложение) обычной и сновидной. Это еще и окраска восприятия, заставляющая воспринимать обыденное в новом свете и измененных формах. Следуя пути толтеков, вполне можно существенно менять свое мировосприятие, точно также как и постижение мудрости, сначала меняет понятийную систему человека, а после, в медитации, он ощущает и зрит внутренним взором мир по-иному. Но видение это отличается тем, что на первом месте ощущения-осознания, а визуализация как их форма, а у толтеков зримый образ первичен, а его осмысление и анализ часто даже не желателен. Пожалуй, это напоминает буддийское познание на базе остановки мышления. И здесь важно понимать, что спор о том, какой из способов познания правилен – бессмысленен, т.к. в каждом есть свои + и -, да и применяются в разных целях. //     

Первая книга Карлоса Кастанеды была опубликована в 1968 году под названием «The Teachings of Don Juan: A Yaqui Way of Knowledge» («Учение дона Хуана: Путь знания индейцев яки»). Некоторое время она имела успех и в академической среде антропологов, но впоследствии с выходом других работ Кастанеды мнения о его исследованиях разделились. В дальнейшем Карлос Кастанеда опубликовал ещё 11 работ, посвящённых учению дона Хуана, неизменно становившихся бестселлерами во многих странах мира. За годы жизни он множество раз удостаивался как и величайших похвал (вплоть до того, что он предложил новую парадигму), так и жёсткой критики (вплоть до того, что он выдумал дона Хуана).

(NZ) Книги Кастенеда получили огромную известность, прежде всего, потому что они были написаны в стили приключений. Захватывающие воображение сюжеты и особенно не напрягающие при этом ум читателя. Но форма изложения учения – право автора. Ведь он же не для научного мира излагал это учение, а для его популярности в народе. Ну, а выдумал он Хуана или нет, важно лишь для истории, но не существенно по сути излагаемого учения.//

 Биография

«Чем больше окружающие знают, что вы собой представляете и что от вас следует ожидать, тем сильнее это ограничивает вашу свободу», — Карлос Кастанеда.

Внешность: «Крепкий, но мягкий в общении латиноамериканец, ростом 165 сантиметров, весом около 70 килограммов. Он так и пышел здоровьем. Коротко стриг свои темные волосы, у него были черные блестящие глаза. Одевался Кастанеда в консервативной манере, стараясь ничем не выделяться, независимо от того, что на нем - темный деловой костюм или спортивный костюм»

 Поскольку под влиянием дона Хуана Карлос Кастанеда, по его собственным словам, поставил перед собой цель стереть личную историю (как один из элементов духовной практики, известной как «путь воина») и в течение долгих лет целенаправленно держал в тайне многие аспекты своей жизни и окутывал туманом свою деятельность, его биография стала объектом многочисленных спекуляций и противоречащих друг другу версий, что вызывает сложность для составления точной биографии, так как, по всей видимости, невозможно, в данном случае, найти источник, которому можно полностью доверять.

Необходимо отметить и позицию Карлоса Кастанеды, который долгие годы сознательно не реагировал на многочисленные противоречивые публикации в прессе относительно его жизни, деятельности и даже якобы смерти. Другая характерная черта, относящаяся к стиранию личной истории, — запрет Кастанеды на видеосъёмки, фотографирование и использование диктофона во время интервью и публичных лекций. Кастанеда объяснял это тем, что, согласно этнической эзотерике дона Хуана, человек знания (то есть воин, или маг, в его терминологии) не может позволить себе быть статичным, пусть даже в видеозаписях или фотографиях, так как суть его противоположна статичности.

(NZ) Практически все представители эзотерики стараются не выставлять свою личность и судьбу на всеобщее обозрение по многим причинам. Во-первых, отказываясь от какой-либо известности и славы (отсутствие гордыни), во-вторых, дабы не нарушить утонченных настроек своей судьбы, в-третьих, чтобы указать на значимость учения, а не своей личности и т.д. В то же время, исповедь некоторых духовных учителей (не мошенников) всегда направлена лишь на то, чтобы дать адептам возможность глубже понять их внутренний мир, т.е. предлагают себя в качестве экспериментального образца.

Стирание личной истории не обязательно выражается как уничтожение памяти о себе, в иных эзо-учениях оно означает перерастание желания личного роста, отказ от индивидуализированного бытия ради матричных состояний сознания. Это пси-движение в собственную надличность, матрицу человечества или Сверхсознание.//

Ученичество у дона Хуана

В рамках подготовки магистерской диссертации на факультете антропологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Карлос Кастанеда решил провести полевое исследование. Его интерес к полевой работе был открыто поддержан профессором Клементом Мейганом. Мнение других учёных отличалось: они считали, что Кастанеда должен сперва накопить необходимый багаж академических знаний. По словам Кастанеды, в решении провести полевую работу он руководствовался тем, что время, отпущенное на изучение мыслительных процессов коренных американских культур, стремительно истекало и можно было попросту опоздать. Местом проведения данной полевой работы оказались штат Аризона, США, и штат Сонора, Мексика, а результатом многолетней работы — книга «Учение дона Хуана» и знакомство с Хуаном Матусом.

Летом 1960 года, планируя написать статью о лекарственных растениях североамериканских индейцев, Карлос Кастанеда начал свою работу. Он отправился по предложению своего друга в путешествие по Юго-Западу США и в Ногалесе, Аризона, впервые встретил человека, известного в его книгах под именем дона Хуана Матуса, шамана из племени яки. Вскоре он отправился к дону Хуану в Сонору и в течение нескольких лет с перерывами, в период с 1961 по 1965, проходил у него обучение. Осенью 1965, в связи с психологическим стрессом, Кастанеда прекратил ученичество и вернулся в Лос-Анджелес. В 1968 году издательство «University of California Press» опубликовало первую книгу, «Учение дона Хуана», благодаря которой год спустя он получил степень магистра. Книга сразу же стала бестселлером, как и все последующие работы автора. Её многомиллионные тиражи сделали Кастанеду миллионером.

В 1968 году Кастанеда вернулся в Сонору и возобновил обучение у дона Хуана. В 1971 году его ученичество дало плоды в виде книги «Отдельная реальность», а в 1972 он опубликовал книгу «Путешествие в Икстлан», за которую получает докторскую степень. В данной работе смещаются акценты с использования «растений силы» на учение шамана по повышению осознания, называемое им «магией», или «Путём воина». Постепенно Карлос Кастанеда окутывает свою личность туманом. Уменьшается число интервью, начинается этап «стирания личной истории». В 1974 году вышла последняя книга, описывающая непосредственный опыт общения с доном Хуаном, — «Сказки о силе», в которой, как выяснилось в последующее время, дон Хуан уходит из этого мира, или «сгорает в огне изнутри». В последующих книгах Карлос Кастанеда работает со своими воспоминаниями с целью разобраться в сложной системе мировоззрения Хуана Матуса.

 Поздние годы

В период с 1977 по 1997 вышли оставшиеся восемь книг Карлоса Кастанеды. С первой половины 1970-х по конец 1980-х Карлос Кастанеда практически полностью отре́зал себя от общества, сложив заботы о социальном контакте на посредников. В этот период и до конца жизни, будучи продолжателем шаманской линии дона Хуана, он вёл активную магическую практику согласно учению дона Хуана вместе со своей группой. В состав группы входили Флоринда Доннер-Грау (Florinda Donner-Grau), Тайша Абеляр (Taisha Abelar), Кэрол Тиггс (Carol Tiggs), Патрисия Партин (Patricia Partin, она же «Синий разведчик») и ещё несколько человек. С начала 1990-х годов начал вести более открытый образ жизни, читать лекции в Калифорнийском университете, обучать сначала бесплатно — небольшие группы, а затем устраивать платные семинары и лекции в США и Мексике.

16 июня 1995 года основал свою издательскую организацию «Cleargreen» для распространения тенсегрити, в качестве места для встреч и лекций и для других задач.

В 1998 году вышли две последние книги Карлоса Кастанеды — «Колесо времени» и «Магические пассы». Первая суммирует наиболее важные моменты учения дона Хуана в форме афоризмов с комментариями, последняя представляет описание системы магических пассов, которой, по его словам, он обучился во время ученичества у дона Хуана и которую обозначил заимствованным термином «тенсегрити».

 Смерть

Карлос Кастанеда умер 27 апреля 1998. Официальная причина смерти — рак печени, сообщения в газетах появились лишь 18 июня.

Вскоре после его смерти исчезли и другие члены его отряда. Много позже труп, найденный в пустыне, был опознан по ДНК как Патрисия Партин. По фильму канала BBC, Патрисия Партин являлась приёмной дочерью Карлоса Кастанеды, и его же любовницей.

В настоящее время ученики продолжают начатые им самим лекции и семинары по обучению тенсегрити по всему миру, в том числе и в России.

 (NZ) Биография Кастанеда указывает на то, что он соединил в одно: научную деятельность, духовную практику и даже бизнес. Согласно эзотерике, он сумел свести все энергетические линии судьбы в единое целенаправленное движение. С оговоркой, что бизнес на эзотерике не всегда совместим с истинной эзотерикой, т.к. приводит к ее профанации, хотя в каждом конкретном случае этот вопрос следует рассматривать отдельно.

Как видим, смерть Кастанеда не ознаменовалась переносом его земного тела в другую реальность – это и естественно, тат как никакая эзо-практика, на данном уровне развития человека, не позволяет совершить подобное, хотя в далеком будущем это станет реальной возможностью.// 

 Учение дона Хуана

В своих книгах Карлос Кастанеда описывает обучение у Хуана Матуса — мага, представителя древнего шаманского знания. Многие критики указывают на невероятность событий, описанных Кастанедой, однако его идеи завоевали множество последователей по всему миру. Дон Хуан Кастанеды представляет собой мудрого шамана, чей образ не совпадает со стереотипом индейского колдуна, а знания, которыми он делится, не совпадают с представлениями академической науки о шаманской культуре индейцев. Кастанеда считал, что дон Хуан описал тип познавательной системы, незнакомый европейцу, обычно ориентирующемуся на что-то «априорно» существующее (на свои представления о том, как мир должен быть устроен, жёстко сформировавшиеся под давлением социализации).

(NZ) Отсутствие какого-либо подтверждения учению Хуана в известной науке шаманской культуре, художественность книг и ″нащупывание″ сути учения от книги к книге указывают на то, что Кастанеда пошел традиционным для эзотерики путем. А именно, изучая путь толтеков у реального учителя, начал активно синтезировать качественно новый подход к древней системе, совершенствуя ее же содержание до неузнаваемости. А затем вкладывал в уста своего учителя собственные творческие решения с целью повышения их достоверности. Последняя возрастает потому, что проверенная временем практика всегда вызывает доверие. Короче, Кастанеда поступил так же, как и Блаватская, но это не только не уменьшает ценность его работы, а скорее повышает ее важность. Конечно, его избыточные фантазии, временно, сбивают с толку даже опытных эзотериков, не говоря уже о жаждущих верить в описанное. Но бизнес требует жертв. Да и быть замеченным в глобализированной цивилизации можно только, если учитывать чаянья масс. А с другой стороны, встряска устоявшимся воззрениям очень полезна, заставляя внимательно вглядываться в их недостатки.//

Согласно Кастанеде, дон Хуан преподавал своим ученикам особый образ жизни, имеющий название Пути воина, или Пути знания. В качестве основной предпосылки Пути воина дон Хуан утверждал, что люди (как и другие живые существа) — «восприниматели» (исп. perceptor); данный термин имеет более активное значение, чем термин «воспринимающий» (англ. perceiver). Человек, по его концепции, не пассивно воспринимает уже готовую картину внешней и внутренней среды, но его восприятие активно интерпретирует энергетические сигналы, которыми полна вселенная, конструируя модель мира (принимаемую обычно за сам мир). Весь мир представляет собой чистую энергию, из которой восприятие создаёт описание мира. Подразумевается, что, каким бы адекватным ни было человеческое знание, оно ограничено.

Область воспринимаемого и осознаваемого, обычно известная человеческому вниманию, — тональ — достаточно узка и не отражает всевозможных аспектов вселенной — нагваля, то есть тональ как стереотипный мир человека есть лишь мизерная часть непостижимого нагваля. Однако способность к восприятию, по мнению дона Хуана, можно улучшить, следуя Пути воина — практической системе, итоговой целью которой считается энергетическая трансформация индивида и достижение «бесконечного осознания». Способность воспринимать энергетические поля называется видением, а необходимым условием для него является соответствующее намерение.

В создании картины мира, по дону Хуану, ведущую роль играет положение точки сборки — особого (ограниченного) места энергетического тела человека, через которое он воспринимает энергетические сигналы внешнего мира и положение которой возможно изменить. Степень подвижности и положение точки сборки определяют разные типы внимания:

•        Первое внимание соответствует повседневному стабильному описанию мира; жёстко фиксированная точка сборки.

•        Второе внимание соответствует вниманию, натренированному на восприятие нескольких различных описаний мира; точка сборки принимает несколько положений.

•        Третье внимание соответствует высшему состоянию развития внимания, при котором происходит полное осознание энергетических полей и свободное перемещение точки сборки в различные положения.

По словам дона Хуана, необходимым условием для развития внимания является достижение состояния безупречности и остановки внутреннего диалога, отвечающего за фиксированные конструкции восприятия, в повседневной жизни. Чтобы достичь состояния безупречности, человеку следует избавиться от веры в собственное бессмертие, чувства собственной важности и жалости к себе (оборотной стороны чувства собственной важности). Инструментами достижения целей на Пути воина для человека являются сталкинг и искусство сновидения.

(NZ) Как видим, учение дона Хуана, по сути, полностью укладывается в эзотерическое восприятие Реальности, но имеет свою специфику в философии и практике. Будучи ближе всего к шаманизму и магии, нагвализм предлагает путь углубления в трансовые миры, не различая при этом конструируемые самим человеком от групповых реальностей (существующих благодаря пересечению конструкций разных субъектов) или объективизированной действительности, сконструированной сверхмощными сознаниями, не говоря уже о мирах без сознания. Подобием Абсолюта, по-видимому, является указание на возможность принципиально не описываемого бытия. А Сверхсознание напоминает представление о бесконечном осознании всего энергетического поля. Духовное продвижение в виде способности к свободному перемещению точки сборки соответствует трансперсональным преобразованиям в различных измерениях самосознания, достигаемых вследствие манипулирования пси-настройками и оболочками сознания. Более подробный анализ практики нагвализма будет дан в следующей статье.// 

 Влияние на культуру и общество

Популярность ведёт и к некоторым заблуждениям: многие люди слышали о Кастанеде в основном по первым двум книгам и ошибочно считают, что все его работы посвящены описанию приёма психоделиков; известны случаи, когда книги Кастанеды обвиняли в пропаганде наркотиков. После выхода в свет трудов Кастанеды появился и ряд критиков (среди которых, например, Ричард Де Милль), а также компиляторов и подражателей (Кен Орлиное Перо, Виктор Санчес, Теун Марез и др.), которых сам он не признавал.

Существует множество последователей Карлоса Кастанеды, которые восприняли книги Кастанеды не только как поэтическую метафору, но и как руководство к действию. Они следуют «Пути воина», описанному Карлосом Кастанедой. Некоторые из этих последователей присоединились к обучению на семинарах и классах, начатых лично Кастанедой и женщинами его «партии», в частности, Тайшей Абеляр, а теперь проводимых его учениками. В настоящее время издаются работы ряда авторов, имеющих сходную тематику, но принципиально иной подход к магии: Армандо Торрес («Правило трёхзубчатого Нагваля»), Алексей Ксендзюк («После Кастанеды: дальнейшее исследование» и др.), Виктор Санчес, а также Мануэль Тэренс («Американское путешествие») и другие. На русском языке также вышли исследовательские работы, излагающие учение Кастанеды с точки зрения современного научного подхода: Андрей Преображенский («Учение дона Хуана. Абстрактная магия»), Сергей Степанов («Философия Карлоса Кастанеды. Путь воина» и др.) и другие.

(NZ) Применение психоделиков Гроффом доказывают, что только совместно с целенаправленным внушением, они приводят к системному опыту трансов, иначе результат довольно хаотичен. Мы не будем отрицать того факта, что использование психоделических наркотиков помогает физически разрушить устоявшиеся пси-реакции восприятия и потому делает его более динамичным, облегчая освоение трансовой и медитационной техник, но при этом нужный эффект достигается только в случае целенаправленного и редкого применения пси-допингов, да еще на фоне безжалостного отношения к своим желаниям. 

А ветвление идей учения Кастанеды в работах других авторов естественно – это происходит со всеми учениями. И таким образом они развиваются и совершенствуются, пока не исчерпают заложенный в них потенциал. Затем замирают в каноническом виде разных школ и часто переходят из эзотерики в разряд религий.//

См. продолжение статьи Нагвализм

Подробнее эзо-практика в книгах по NZ

© А.В. Кундин www.NeoEsoterik.org