Иудаизм

NZ-комментарии  к философии иудаизма, которая знаменита оригинальностью и глубиной своего учения, породившего не менее известные религии. Исходный текст взят из Википедии.

www.NeoEsoterik.org
Иудаизм, иуде́йство, «иудейская религия» (от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству, а затем, начиная с эпохи Второго Храма (516 до н. э. — 70 н. э.) , стало общим названием еврейского народа — ивр. יהודה‎) — религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества.

В религиоведении принято различать в развитии иудаизма три исторических периода: храмовый (в период существования Иерусалимского храма), талмудический и раввинистический (с VI века по настоящее время). Современный ортодоксальный иудаизм сложился на основе движения фарисеев (прушим), возникшего в эпоху расцвета Маккавеев (II век до н. э.).

В современном иудаизме нет единого и общепризнанного института или лица, имеющего авторитет источника права, учительства или власти. Источники права (Галахи) современного ортодоксального иудаизма: Танах (Письменная Тора) и Талмуд (Устная Тора). Галаха регулирует, в частности, те сферы жизни евреев, которые в иных правовых системах регулируются уголовным, гражданским, семейным, корпоративным и обычным правом.       

  Основные черты

Основная статья: 10 принципов веры

1.                  Иудаизм провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по своему образу и подобию — следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным прозрениям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.

NZ-комментарии.  Монотеизм – великое достижение философии древних, т.к. он является основой идеи единства всех религий и позволяет строить цельную картину Мира. Иудаизм запрещает рисовать Бога, потому что он абстрактен и не имеет лица. Сотворение человека Богом по своему образу и подобию надо толковать не примитивно-буквально. В человеке отражены всеобщие принципы и структуры, характерные и для всего Мироздания. В этом смысле, Бог создал человека, но процесс его возникновения вполне эволюционен. Нет никакой надобности придумывать акт непосредственного сотворения оного, хотя и отрицать такую возможность полностью также не стоит.//

2.                  Понятие о Боге как абсолютно Совершенном, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и источнике Благости, Любви и Справедливости, который выступает по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец.

NZ-комментарии.  Относительно людского разума Бог, конечно, совершенен, но относительно своих состояний – нет, поскольку эволюция его творения продолжается. Если бы Бог был абсолютно совершенен, то его творение было точно бы такое же (по образу и подобию), а значит, предельно совершенное и без развития. Доброта Бога, как и отдельно от него существующее Зло, есть отражение примитивного мышления и поиска защиты у Высшего. Здесь присутствует смешение уровней Высшего Сознания, а также сознания и принципов.//

3.                  Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека, — ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа (проявление Провидения в национальной истории) и на уровне «всего человечества как единого целого».

NZ-комментарии.  Это мудрое видение, позволяющее искать высочайший смысл во духовных и житейских событиях. Но диалог – начальная ступень, свойственная человеку не осознавшего более высокого уровня единства со Всевышним.//

4.                  Учение об абсолютной ценности Человека (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) — как бессмертного духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании.

NZ-комментарии.  Абсолютная ценность, действительно, относиться лишь к божественной искре в человеке, ценность же бытия конкретного человека очень относительна. Часто не ценится даже им самим. Хотя бывает и противоположное.//

5.                  Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является Сыном Божьим, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная помощь.

NZ-комментарии.  Очень мудрые слова. Но, в практической плоскости, ортодоксальный иудаизм допускает и рабовладельчество и униженный статус женщин и жестокость. Подтверждение этому в текстах Ветхого Завета. Современный иудаизм – совсем другое дело. Но, если религия от Бога, то она сразу же должна быть совершенна, а не развиваться в головах людей.// 

6.                  При этом у еврейского народа есть особая Миссия (то есть Избранность), заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим; и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности.

NZ-комментарии.  Если народ исповедует религию, требующую от него особой ответственности, то он, тем самым, и берет на себя ее. И последствия этой, вероятнее всего, самоизбранности, мы видим на особой роли малочисленного еврейского народа в истории человечества. Тоже самое происходит и в индивидуальном духовном развитие – тот, кто взял на себя непосильную ношу, обрек себя на труд титана, будучи всего лишь человеком.//    

7.                  Иудаизм предлагает всем людям и народам (неевреям) принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Торой на всё человечество: в то время как евреи обязаны соблюдать все 613 извлеченных из Пятикнижия предписаний (мицвот), нееврей, который считается участником завета, заключенного Богом с Ноем (Быт.9:9), обязан выполнять лишь семь законов Ноевых сынов. В то же время, иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму (на иврите — гиюр) и является национальной религией еврейского народа.

NZ-комментарии.  Национальный иудаизм был дополнен наднациональным христианством и мусульманством. Но сохранил ли он в них свою суть?//

8.                  Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: и Он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение;

NZ-комментарии.  Неоэзотерический анализ указывает на то, что на уровне Абсолюта сознание и субстанция неотделимы друг от друга, т.е. одно целое. Но в мире существование такое разделение происходит, а значит и полное господство духа лишь в потенциале. А когда это произойдет, то развитие завершиться и начнется подготовка к циклу нового уровня, где сложность строения материи, видимо, будет еще неподвластнее сознанию.//

9.                  Учение о приходе Машиаха (Мессии, слово происходит от ивр. מָשִׁיחַ‎, «помазанник», то есть царь), когда «И перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ меча на народ, и не будут больше учиться воевать … и наполнится вся земля познанием Господа»  (Ис.2:4). (Машиах является царём, прямым потомком царя Давида, и, согласно иудейской традиции, должен быть помазан на царство пророком Илией (Элиягу), который был взят на небо живым)

NZ-комментарии.  Даже, если бы Мессия пришел, то никакие его сверхспособности не заставили бы 7-9 миллиардов людей разных верований и мировоззрений полюбить друг друга. Единственно возможный путь видится в том, что Мессия будет первый человек с новой генетической информацией, закрепляющей сознание нового качества и, вероятно, физиологию организма. И совершенно мирным путем (любви) доминирующие новые гены вытеснят людей старого типа. Да они и сами вымрут из-за нарушения ими же экологии своего обитания.// 

10.              Учение о воскресении из мёртвых в конце дней (эсхатология), то есть вера в то, что в определённое время мёртвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле. О воскресении из мёртвых говорили многие еврейские пророки, такие как Иезекииль (Йехезкель), Даниил (Даниель) и др. Так, пророк Даниил об этом говорит следующее: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление»  (Дан.12:2).

NZ-комментарии.  В этой теории прослеживается представление об отсутствии инкарнаций, т.е. принцип: одна душа – одно тело, а личность = душа. Теоретически, такое пробуждение во плоти возможно, но смысла в нем нет. А если есть, то какой?//

 Танах

Основная статья: Танах

Танах — это сокращение, на иврите ивр. תנ"ך‎, которое расшифровывается как Тора́ ивр. תורה‎, Танах иногда называют «Еврейской Библией» (у христиан соответствует каноническим книгам Ветхого Завета). Он описывает сотворение мира и человека, Божественный завет и заповеди, а также историю еврейского народа от его возникновения до начала периода Второго Храма. Танах, а также религиозно-философские представления иудаизма послужили основой для становления христианства и ислама.

 Тора

То́рa (ивр. תּוֹרָה — тора́, букв. «учение, закон»; в ашкеназском произношении — То́йро). Тора́ — Откровение, дарованное Всевышним Израилю через Моше, учителя нашего. Состоит из Письменного и Устного Учения. В более узком смысле — Пятикнижие Моше. Определения термина

Так как текст Торы и её истинный смысл достаточно труден для понимания (в том числе даже для изучающих её людей), веками мудрецы пытались комментировать отдельные её положения. Некоторые комментаторы, например Раши, создали комментарии почти к каждому предложению Письменной Торы. По данным традиции, Моисей получил на горе Синай вместе с Письменной и устную Тору, которая раскрывает глубинный, скрытый смысл, дополняет Письменную и объясняет то, что там «недосказано». Хотя в Письменной Торе нет прямого подтверждения об устной Торе, в книге Шмот (Исход) сказано: «И написал Моисей все слова Господни…».

Из поколения в поколение Устная Тора передавалась лишь в виде устного предания, пока не была записана во II веке в виде Мишны, а позднее — в Гемаре, которые вместе составляют Талмуд. В современных изданиях Талмуда включают комментарии многих выдающихся мудрецов Торы из разных поколений: от гаонов (геоним) (раннее средневековье) до XVII века. Другая часть комментариев вошла в Мидраш. Существуют мидраши на книги Бытие (Брешит Рабба), Левит (Вайикра Рабба) (ранние мидраши), на книгу Исход (Шмот Рабба). Есть также Тосефта (пояснения и дополнения к Мишне).

 История – гипотезы о происхождении

Большинство учёных отрицают ту точку зрения, что еврейское Священное Писание было написано по Божьему одухотворению. Многие из них — убеждённые сторонники документальной гипотезы, которая утверждает, что Тора (Пятикнижие) приобрела современную форму путём объединения нескольких первоначально независимых литературных источников, а не написана полностью Моисеем.

Многие полагают что во время Первого Храмового периода люди Израиля верили что у каждого народа существует свой бог, но их Бог является самым главным Богом, то есть придерживались монолатрии. Некоторые утверждают, что строгий монотеизм развился во время Вавилонского Изгнания как реакция на зороастрийский дуализм. В текстах Танах после Вавилонского Плена и строительства Второго Храма стали появляться упоминания о причастности сатаны к грехопадению, чего не наблюдалось в более ранних источниках. По этой гипотезе только в эллинистический период большинство иудеев начали верить, что их Бог — единственный и что их народ сплачивает единая религия.

Джон Дей полагает, что истоки библейских Яхве, Эль, Ашера, Баала и т. д. возможно имеют корни в ранней ханаанитской религии, основанной на пантеоне богов подобному греческому.

Профессор кафедры иудаистики Нью-Йоркского университета Л. Шиффман пишет:

Некоторые учёные утверждают, что вероучение патриархов было просто одной из форм монолатрии…, но Библия твердо свидетельствует, что патриархи были настоящими монотеистами. Вместе с тем, позднейшее развитие библейской системы жертвоприношений делает очевидным тот факт, что ранние израильтяне также верили в демонические силы. Божественная свита ангельских существ в том виде, как она описывается в некоторых псалмах, несколько напоминает пантеоны политеистических Месопотамии и Угарита….

NZ-комментарии.  С божественным (или хотя бы инопланетным) происхождением Торы можно было бы согласиться, если бы ее тексты были совершенны по смыслу. Но в них тоже, что свойственно любой древней эзотерике – интуитивный туман. Аналогично, как в еще более древних Ведах. Понимая это, верующие пытаются указать на скрытый смысл Завета и используют для этого каббалистическое исчисление. Создаются компьютерные программы, выискивающие тайный смысл. В целом, оригинальный эвристический способ углубления знания. Плюс методика написания комментариев на комментарии. Допустимый, хотя и не достоверный способ мышления.//

 Основная статья: Реформистский иудаизм

Возник в начале XIX века на основе идей рационализма и изменения системы заповедей — сохранения «этических» заповедей при отказе от «ритуальных» заповедей. Движение прогрессивного иудаизма — это либеральное течение в иудаизме. Прогрессивный (современный) иудаизм считает, что еврейская традиция постоянно развивается, с каждым новым поколением приобретая новый смысл и новое содержание. Прогрессивный иудаизм стремится к обновлению и реформе религиозных обрядов в духе современности.

Движение прогрессивного иудаизма считает себя продолжателем дела пророков Израиля и следует по пути справедливости, милосердия и уважения к ближнему. Движение прогрессивного иудаизма стремится связать современную жизнь с еврейским Учением; его сторонники уверены в том, что на рубеже тысячелетий еврейские традиции и еврейское воспитание нисколько не утратили своей актуальности. Зародившись около 200 лет назад в Европе, прогрессивный иудаизм насчитывает сегодня более миллиона приверженцев, проживающих на 5 континентах, в 36 странах.

NZ-комментарии.  Реформистский иудаизм недостаточно реформистский и никогда не сможет преодолеть узких национальных традиций, но, в целом, это явление прогрессивное.//

 Иудаизм и язычество

Общее отношение иудаизма к языческим религиям иллюстрирует молитва Алейну Лешабе́ах (современный текст написал вавилонский талмудист Рав Аба Арика, III век), которая завершает молитвословия всех служб еврейского суточного круга:

На нас возложено прославлять Господа всего мира, провозглашать величие Создателя вселенной. Ибо он не сделал нас подобными народам мира, не дал нам быть похожими на племена земные. Он дал нам не их удел, и не ту судьбу, что всем их полчищам. Ибо они поклоняются пустоте и тщете, и молятся божествам, которые не спасают <…>.

 Иудаизм и христианство

В целом иудаизм относится к христианству как к своему «производному» — то есть как к «дочерней религии», призванной нести базовые элементы иудаизма народам мира:

«<…> и всё происшедшее с Йешуа Ганоцри и с пророком измаильтян, который пришёл после него, было подготовкой пути для царя Машиаха, подготовкой к тому, чтобы весь мир стал служить Всевышнему, как сказано: «Тогда Я вложу в уста всех народов ясные речи, и стянут люди призывать имя Господа и будут служить Ему все вместе»  (Соф.3:9). Каким образом [те двое способствовали этому]? Благодаря им весь мир наполнился вестью о Машиахе, о Торе и о заповедях. И достигли эти вести дальних островов, и среди многих народов с необрезанным сердцем начали рассуждать о Машиахе, и о заповедях Торы. Одни из этих людей говорят, что заповеди эти были истинными, но в наше время потеряли силу, ибо были даны только на время. Другие — что заповеди следует понимать иносказательно, а не буквально, и уже пришёл Машиах, и объяснил их тайный смысл. Но когда придет истинный Машиах, и преуспеет, и достигнет величия, сразу все они поймут, что научили их отцы ложному и что их пророки и предки ввели их в заблуждение.»— Рамбам.

 NZ-комментарии.  Здесь заметно просматривается высокомерие, свойственное всем религиям. Ибо каждая считает другую низкосортной. Иначе пришлось бы засомневаться в собственных основах веры. А верить готовы даже в нелепое.//

Мишне Тора, Законы о царях, гл. 11:4

В авторитетной раввинистической литературе нет единого мнения, считать ли христианство с его тринитарной и христологической догматикой, разработанной в IV веке, идолопоклонством (язычеством) или же приемлемой (для неевреев) формой монотеизма, известной в Тосефте как шитуф (термин подразумевает поклонение истинному Богу вместе с «дополнительными»).

Христианство исторически возникло в религиозном контексте иудаизма: сам Иисус (ивр. יֵשׁוּעַ‎) и его непосредственные последователи (апостолы) были по рождению и воспитанию иудеями; многие евреи воспринимали их в качестве одной из многочисленных иудейских сект. Так, согласно 24-ой главе Книги Деяний, на суде над апостолом Павлом сам Павел декларирует себя как фарисея, и при этом он именуется от лица первосвященника и иудейских старейшин «представителем назорейской ереси»  (Деян.24:5).

С точки зрения иудаизма, личность Иисуса из Назарета не имеет никакого религиозного значения, и признание его мессианского статуса (и, соответственно, использование титула «Христос» по отношению к нему) неприемлемо. В иудейских религиозных текстах той эпохи нет упоминаний о личности, которую можно было бы достоверно отождествить с Иисусом.

NZ-комментарии.  Христианство – оригинальное и глубокое учение, особенно, если не сужать его Нового Завета, а учитывать все евангелии. Этого достаточно, чтобы признавать значимость христианства.//

 Иудаизм и ислам

Взаимодействие ислама и иудаизма началось в VII веке с возникновением и распространением ислама на Аравийском полуострове. Ислам и иудаизм относятся к авраамическим религиям, происходя из общей древней традиции, восходящей к Аврааму. Поэтому есть много общих аспектов между этими религиями. Мухаммед утверждал, что вера, которую он провозгласил, есть не что иное, как чистейшая религия Авраама, впоследствии искажённая как иудеями, так и христианами.

Иудеи признают ислам, в отличие от христианства, последовательным монотеизмом. Иудею даже разрешается молиться в мечети. В Средние века исламская теология и исламская культура оказали достаточно сильное влияние на иудаизм.

Традиционно, евреям, живущим в мусульманских странах, было разрешено исповедовать свою религию и управлять своими внутренними делами. Они были свободны в выборе места жительства и профессии. Период с 712 по 1066 годы был назван золотым веком еврейской культуры в исламской Андалусии (Испания). Лев Поляков пишет, что евреи в мусульманских странах пользовались большими привилегиями, их общины процветали. Не было никаких законов или социальных барьеров, препятствующих ведению ими коммерческой деятельности. Многие евреи мигрировали в районы, завоёванные мусульманами, и образовали там свои общины. Османская империя стала убежищем для евреев, которые были изгнаны с территории Испании католической церковью.

Исламские экстремисты позиционируют иудаизм как враждебную религию (ассоциируя его с сионизмом), что диктуется политическими мотивами — противостоянием Израиля и арабо-мусульманского мира.

NZ-комментарии.  Все межрелигиозные споры – абсолютная бессмыслица. Что спорить с верующим, но не думающим? А источник споров не столько религиозный, сколько экономически-политический. Конфликты, в которые втянуты невежественные массы. И те, кто все понимает, но в меньшинстве.

Религия, убивая свободное мышление и насаждая поверхностность церемониала, превращает веру в опасное орудие управления массами. И под знаменами благих намерений, нередко, творит зло. В тоже время, без религии невозможно поддерживать нравственный уровень основной массы людей. Даже высокообразованные люди часто не понимают разницы между верой и религией, между мудростью и мистической иллюзией таковой.//

Подробнее в книгеNeoEsoterik – современная эзотерическая наука″.

 ©  www.NeoEsoterik.org

См. также

 Бахаизм
Интегральная йога
Буддизм 1
Буддизм 2
Христианство
Материализм Индии
Диалектический материализм
Сатанизм
 Учение-Баба
Блаватская