Космология и Сверхсознание

Для тех, кому интересно, как развивались идеи и мышление, приведшие через 10 лет к созданию мета-учения, предлагаю выдержку из первой версии книги "Современная эзотерическая наука". Конечно, в ней много недостатков и упрощений, но стратегический подход был верен. Последнюю версию этой темы читайте в книге 2

Шаг 10. Источник Всего

 

Фундаментальные исследования окружающей реальности требуют выяснения природы той самой первичной субстанции, из которой возникла Вселенная. Попытки постичь эту тайну Универсума предпринимались мудрецами еще в глубокой древности. Используя эвристические умозаключения и медитацию, они достигли интуитивного знания, основанного на базовых принципах человеческого мышления. Но проникнуть в суть решаемой проблемы можно гораздо глубже, применяя в качестве инструмента исследований теоретический аппарат неоэзотерической науки.

Замечание. Вопрос о существовании некоего Сверхсознания рассматривается в следующей главе, поскольку эта тема требует корректного введения таких понятий, как “сознание” и “волеизъявление”.//

Будем действовать в соответствии со следующей методикой. В начале выявляем отдельные, значимые для нас, свойства первичной субстанции, а затем анализируем их путем разрешения формальных противоречий, содержащихся в понятиях, описывающих избранные нами свойства. В результате, получим правильное представление о последних.

Итак, сформулируем в парадоксальном виде интересующие нас специфические особенности первичной среды.

 

Парадокс моделирования.

Необходимо построить модель Абсолютного Начала, хотя о Нем и отсутствует какая-либо информация. Подобное формальное противоречие устраняется, если учесть, что понятие “изначальная субстанция” соответствует понятию “абсолютная аксиома”, т. е. базис, из которого логическим путем может быть гипотетически построена научная теория, адекватно отражающая устройство Мироздания. Вышеуказанное соответствие означает правомерность отображения (по закону Аналогии) энергоинформационных свойств изначальной субстанции в логико-информационное содержание абсолютной аксиомы. Иначе говоря, устанавливается эквивалентность между информационными структурами первосубстанции и абсолютной аксиомы. В связи с этим появляется возможность, основываясь на хорошо известных свойствах аксиоматических наборов, получать достоверное знание. Естественно, что по мере усложнения базиса математики и физики будут уточняться и эзотерические представления о мире.

 

Парадокс непознаваемости.

Он состоит в том, что, с одной стороны, абсолютная аксиома должна однозначно описывать изначальную субстанцию; а с другой стороны, подобное не осуществимо, так как условиям, когда ничего нет, кроме первичной субстанции, соответствует в логике наличие только одних элементарных (неопределяемых) понятий.

Приняв во внимание вышесказанное, следует, во избежание ошибок при дальнейших рассуждениях, учитывать:

− в абсолютном смысле первичная субстанция, рассматриваемая сама по себе, непознаваема;

− в относительном – ее можно описать посредством понятий окружающей нас проявленной реальности. Но в связи с качественным различием рассматриваемых субстанций, нельзя избежать искажений. Так, например, даже при использовании метода пси-резонанса, произойдет преломление получаемой информации в структуре личностного восприятия.

 

Парадокс достаточности.

Его суть в том, что потенциала Абсолюта одновременно и хватает, и недостаточно для порождения всего Мироздания. Первая часть утверждения не вызывает сомнений. А для выяснения смысла второй, используем теорему Геделя о неполноте достаточно развитых формальных систем с конечным набором аксиом. Она гласит: в каждой такой системе можно сформулировать предложение, которое недоказуемо в ней, как недоказуемо в ней и его отрицание. Такое особое предложение будем называть дуальным. Например, пусть в терминах системы аксиом А1, А2, … Аn появилось предложение В1, непротиворечащее данной системе, но и логически не следующее из нее. Теоретически, если дополнить систему постулатом Аn+1, то вывод В1 станет возможен. Но тогда непременно найдется предложение В2, недоказуемое в теперь уже расширенной системе аксиом. Из теоремы следует, что нельзя построить всеобщую аксиоматическую систему”, т.е. не существует полной абсолютной аксиомы. А так как она у нас соответствует первичной субстанции, то правомерно утверждение о недостаточности потенциала последней для порождения Мироздания.

Формальное противоречие, присутствующее в рассматриваемом нами парадоксе достаточности, снимается при одном единственном условии: потенциал изначальной субстанции потенциально бесконечен. Это означает, что он, будучи конечным (т.е. недостаточным), в каждый конкретный момент времени, в целом, является вполне достаточным за счет своих бесконечных преобразований, связанных с освоением уже имеющегося опыта существования, а также вследствие возникновения в Мироздании событий, не вытекающих из предшествующих им. Причем такие изменения потенциала могут происходить или динамически, прямо по ходу развития вселенной, или уже после ее полного разрушения, являющегося преддверием нового Вселенского цикла.

Дуальное утверждение не противоречит аксиомам, но и не следует из них. То есть относительно аксиом обладает диалектической полнотой, являясь одновременно истинно-ложным или, что тоже самое, проявляя неопределенность при оценке этого качества. Это удивительная характеристика придает дуальному предложению свойство служить логической развилкой для формирования независимых локально-истинных теорий с собственными наборами аксиом. В одной из них дуальное утверждение будет истинным, в другой – ложным. Иначе говоря, как в логике, так и в реальности подобное явление вызывает ветвление либо формируя боковые ветви от генерального направления (ствола), либо сразу от корня семейство (куст) параллельных ветвей.

Решение парадокса достаточности позволяет выяснить и вопрос о степени детерминированности будущего:

Как известно, движение любого физического тела происходит в соответствии с так называемым автоматическим выбором. Где его критерием является избрание именно того направления, в котором действует результирующая всех приложенных к телу сил. Объекты с искусственным и естественным интеллектом, обладающие правом свободного выбора, по сути, все равно остаются информационными автоматами. Таким образом, все причинно-следственные цепочки однозначно предопределены.

В то же время, путем установления соответствия между достаточно развитой формальной системой и вселенной, можно утверждать (см. теорему Геделя), что при пересечении детерминированных процессов, в определенных условиях, непременно происходят явления, вовсе не следующие из ранее произошедших, а поэтому вносящие неопределенность в разворот дальнейших событий. Из всего сказанного следует: будущему присущи и определенность, и неопределенность в их диалектическом единстве.

 

Парадокс самодостаточности.

Здесь под самодостаточностью Абсолюта понимается отсутствие какой-либо дополнительной причины Его возникновения. И действительно, Он сам служит своей первопричиной, ибо, в противном случае, Абсолют уже не был бы изначальной субстанцией.

Парадоксально именно то, что Он одновременно и собственная причина, и следствие. Здесь присутствует противоречие: стать причиной своего возникновения можно, лишь появившись ранее самого себя. Данное противоречие, как и все ранее рассмотренные, устраняется единственным способом, а потому наши дальнейшие рассуждения имеют силу доказательства.

Итак, будет справедливым утверждение: только субстанция, тождественная Абсолютному Отсутствию чего бы то ни было, способна присутствовать всегда, не нуждаясь в какой-либо причине. Однако если определять такую субстанцию негативно, относительно понятий мира проявленного, то она будет пониматься как относительное отсутствие. А это есть уже Нечто и, следовательно, допустимо ее трактование в качестве относительного наличия, под которым подразумевается сам факт наличия отсутствия как такового.

Парадоксальность ситуации, когда Отсутствие тождественно Наличию, заложена и в структуре абсолютной аксиомы, которая гласит: не существует никакой абсолютной аксиомы.

Иными словами, по содержанию она пуста (как результат самоотрицания), но по форме существует. В теории множеств подобная аксиома соответствует понятию пустого множества, которое формально существует, хотя и ничем не заполнено. Такое множество может быть представлено в виде совокупности бесконечного числа нуль-элементов. Причем каждый из них тождественен любому другому, любой их группе и всему множеству в целом. Эквивалентность Отсутствия и Наличия прослеживается и на примере тождественности единичного и нулевого множеств. Первое состоит из бесконечного числа единичных (непустых) элементов, обладающих, подобно нуль-элементам, свойствами тождественности частей и целого. Согласно описанию, 0-множество и 1-множество имеют одинаковые свойства, а значит, равносильны друг другу, хотя первое из них пустое, а второе – наполнено единичными (т.е. элементарными) мерами количества. Поясним: отсутствие информации – это 0, но знание о том, что ее нет – уже 1, и, по сути, в данном случае 0≡1. Следовательно, можно говорить о двойственности 0-1-множества, а такого двоичного кода вполне достаточно для передачи любой информации.

Основываясь на вышеизложенных логических моделях, приходим к выводу: Абсолют обладает дуализмом Отсутствия – Наличия, которые интерпретируются либо как “пустота” и ее “оболочка”, либо как соотношение свойств 0- и 1-элементов описанного выше множества.

Раскроем физический смысл 0-1 преобразований. По сути, мы имеем дело с вращением элементарной частицы абсолюта вокруг своего центра (состояния неопределенности), где каждый поворот означает смену состояния наличия на отсутствие и обратно. Это же и фундаментальный счетчик времени: от начала условного бытия до его конца. Фактически, абсолют есть первичный гироскоп (вихрь), задающий свойство вращения всему последующему существованию. В логике это же выражается в виде законов взаимодействия диалектических начал. А в духовной практике – в виде спиралеобразных циклов самоорганизации. Равноправной интерпретацией вращению можно считать и представление о пульсации (= дыхании) исходной субстанции. Все физические объекты имеют определенную частоту расширения/сжатия и активности/пассивности. Сознание человека также пульсирует: вбирая новое – расширяется, а на сжатии-выдохе излучает переработанные энергоинформационные сигналы. Как видим, древние представления о дыхании Единого и Вселенском вихре являются истинными. Но если ранее это были мистические образы чего-то Непостижимого, то теперь ясности стало гораздо больше.

 

Следствие. В структуре Абсолюта заложен принцип тотального резонанса, т.е. целое содержит в себе отражение составляющих его частей, проецируясь на каждую из них. А они, в свою очередь, отражаются и в целом, и друг в друге.//

На уровне существования, рассмотренный принцип проявляется лишь частично в виде разнообразных систем, состоящих из взаимосвязанных элементов.

 

Духовная практика.

Состоит в медитации по формированию образа первичной субстанции. Желательно, наряду с рассуждениями, получить интуитивное знание об этом таинственном Абсолюте. Для чего практикующий очищает поток сознания от мыслей и чувств, а затем выделяет внутренним взором область пси-субстанции, придавая ей уже известные свойства Абсолюта, т.е. представляя, что она есть самодостаточное Ничто, пребывающее вне времени и пространства. Созданный в медитации объект созерцают до тех пор, пока не проникнутся его удивительной природой. Гарантией того, что такое возможно, является тот факт, что субстанция нашего тела и психики есть проявления Абсолюта, а его исходное состояние тоже находится в основе нашего бытия.

 

Шаг 11. Вселенский цикл

 

Как отмечалось ранее, определение любого понятия происходит через его качественные особенности, проявляемые по отношению к другим понятиям. И чем больше таких отношений устанавливается, тем выше степень определенности (уровень знаний) об изучаемом нами понятии. Аналогичное наблюдается и в физическом мире: взаимодействуя друг с другом, материальные тела все более проявляют присущие им свойства, тем самым повышая степень своей определенности, под которой, в данном случае, подразумевается уже самореализация ими имеющегося у них потенциала.

Основываясь на происходящем как в понятийной системе, так и в материальной реальности, сформулируем закон возрастания определенности: при взаимодействии объектов, происходит возрастание определенности каждого из них и всей системы в целом.//

Причем наивысшей степенью (пределом) определенности считается полное исчерпание потенциала объекта. После чего следует распад последнего и трансформация в нечто иное. Хотя разрушение чаще соответствует лишь достигнутой объектом на этот момент проявленности.

Данный закон проясняет и суть понятия “существование”. Под ним подразумевается процесс проявления объектом своих качеств. Именно поэтому, при описании первичной субстанции, мы использовали термин “наличие”, а не “существование”. Ибо, будучи однородным и в единственном числе, Абсолют не может проявлять никаких свойств.

Введем еще несколько определений:

 

ND. В каждый конкретный момент существования, степень определенности отдельно взятого объекта есть интегральная сумма всех энергоинформационных проявлений такового, произошедших в его внутренней структуре и в ходе взаимодействия с внешними объектами.

 

ND. Определенность целого класса объектов слагается из определенностей каждого его элемента.

 

ND. Полная определенность как целого класса, так и любого его элемента, есть величина, не зависящая от времени существования таковых и равная количеству всех их проявлений (реализованных и потенциально возможных).

 

Как известно, качества системы основываются, но не сводятся к свойствам составляющих ее элементов. С учетом этого факта и приведенных выше определений, сформулируем закон сохранения определенности: при разрушении системы, достигнутая ею максимальная определенность не исчезает, а в трансформированном виде усваивается структурой более высокого иерархического уровня, повышая ее определенность.//

Теперь продолжим анализ изначальной субстанции.

 

Парадокс тождественных преобразований.

Не нуждаясь ни в чем для своего возникновения, всегда присутствуя и не имея возможности исчезнуть, Абсолют стабилен и неизменен. Тогда, что же явилось Причиной порождения Вселенной?

Очевидно, первопричина, инициирующая необходимость преобразований, связанных с формированием Мироздания, присутствует в самой структуре изначальной субстанции; но, в то же время, ничто не должно нарушать ее вечного покоя. Это противоречие устраняется, если принять во внимание присущий Абсолюту дуализм Наличия – Отсутствия. Особенность такой двойственности состоит в том, что элементы первосубстанции, характеризующиеся качеством “Наличия”, на фоне тождественных им элементов, относящихся к “Отсутствию”, обретают большую степень определенности. Говоря языком мат. логики, имеет место тавтологическое определение, т.е. Абсолют увеличивает объем собственной информационной наполненности за счет самого себя. В таких условиях, между элементами “Наличия”, повысившими свою определенность, и не изменившими ее степень элементами “Отсутствия” возникает различие, которое (для сохранения тождественности между элементами, относящимися к противоположным полюсам) компенсируется постоянно происходящим взаимопревращением одних в другие. Этот процесс тождественных преобразований нескончаем, не требует затрат энергии, являясь ее неиссякаемым источником, а самое главное, одновременно, и происходит, и не происходит.

На основании анализа парадоксов достаточности и тождественных преобразований, а также закона возрастания определенности можно сформулировать закон сохранения относительного Отсутствия:

В изначальной субстанции допустимы любые преобразования, не изменяющие ее состояния, т.е. не противоречащие свойству относительного отсутствия.

 

Парадокс существования.

Он заключается в том, что возникшая из вполне однородной первичной среды реальность существования, согласно закону сохранения относительного отсутствия, есть не более чем иллюзия.

Подобное возможно только в результате все тех же тождественных преобразований, в ходе которых происходит квантование изначальной субстанции, приводящее к возникновению вселенной.

Для выяснения этого процесса рассмотрим подобное ему логическое построение, имеющее место при изучении такого абстрактного понятия как “количество”.

Вначале вводится дополнительное понятие “мера”. Под ней понимается некая конечная оболочка, содержащая в себе некоторое неопределенное количество. Затем мера объявляется единичной (т.е. элементарной). Использовав же один из базовых приемов человеческого мышления, а именно: познание бесконечного через конечное (или единичного через множественное); мы, посредством всевозможных операций над единичной мерой (точнее над ее границей), породим все многообразие ее форм. Другими словами, нами было установлено, что бесконечная совокупность конечного и дискретного, рассматриваемая в динамике нескончаемого взаимодействия их объектов соответствует бесконечному, непрерывному и недвижимому. Дальнейшее исследование свойств конечных мер приведет к знанию о бесконечном количестве.

Согласно закону Аналогии, можно применить логику вышеописанных рассуждений и к изучению происходящего в первосубстанции. Это позволит сделать вывод: она проявляет себя путем квантования и взаимодействия образующихся в ней элементов.

Действительно, в рамках тождественных преобразований, отдельные кванты способны объединяться в ансамбли (кластеры), сохраняющие тождественность друг другу по содержанию, но различные по форме и строению, которые определяют специфические свойства каждого ансамбля. (Например, круг и квадрат, как два бесконечных множества точек, равномощны и эквивалентны, хотя за счет своей формы отличаются свойствами. Аналогично, алмаз и графит, состоящие из по-разному организованных атомов углерода.)       Итак, мы выяснили, каким способом в однородной среде возникают объекты с неодинаковыми свойствами.

Ансамбли могут объединяться в сложнейшие структуры разной стабильности. Чем выше ее степень, тем больше способность структуры повышать уровень собственной определенности. Иначе говоря, происходит зарождение вселенных, отличающихся базовыми принципами, устойчивостью и запасом энергии. Проанализируем логическую модель такого процесса на примере получения из абсолютной аксиомы конкретных аксиоматических наборов.

Как было установлено ранее, абсолютная аксиома пуста по содержанию. Но, одновременно, можно утверждать, что в ней имеется множество высказываний вида: А1 и Ā1, А2 и Ā2, А3 и Ā3 (Ā – это отрицание А) и т. д. С точки зрения мат. логики, они всегда ложны, т.е. свойство пустоты абсолютной аксиомы не нарушается. Тем не менее, разделив эти пары и комбинируя из их частей разнообразные наборы, получим среди них как противоречивые, так и истинные, способные служить основой для целых теорий. Аналогичное имеет место и при образовании миров из первичной субстанции. В результате бесконечного перебора комбинаций ансамблей, образуется множество устойчивых структур, чей уровень определенности соответствует состоянию существования. Эти структуры представляют собою исходную субстанцию для появления вселенных. Она квантуется на отдельные, взаимодействующие между собой, элементы, повышая степень собственной проявленности. Однако они, согласно закону сохранения относительного отсутствия, обладают свойством прекращения своего бытия. И здесь возникает очередная парадоксальная ситуация: для того, чтобы повышать степень определенности, объектам надо существовать (имеется ввиду, проявлять какие-либо качества), но это им запрещено.

Данное противоречие снимается за счет того, что в структуре зарождаются присущие всем элементам пространства базисные измерения, т.е. условия, позволяющие нейтрализовать у объектов, которых эта структура стремится создать внутри себя, несовместимые с их бытием свойства. Измерения позволяют объектам находиться друг от друга на некотором абстрактном расстоянии. Оно есть мера отличия одной и той же характеристики у двух различных объектов.

Приведем пример: взаимоисключающие события, разделяемые таким измерением как время, получают возможность осуществиться в определенной последовательности. Те же события могут происходить и одновременно, если их развести на достаточное расстояние.//

Какие же именно измерения свойственны Вселенной? Логика допускает разнообразие возможных вариантов. Будем исходить из того, что абсолютная субстанция нуль-мерна. Она порождает одномерное пространство, являющееся измерением существования миров. Наша вселенная обладает, по крайней мере, двумя измерениями: пространственным и временным. Каждое из них раскладывается по трем направлениям. Что касается времени, то оно трехмерно только в тонких мирах. На физическом плане время одномерно, непрерывно и однонаправлено.

Временное пространство можно представить в виде множества пустых ячеек, последовательно заполняемых элементарными событиями, т.е. следующими друг за другом изменениями состояния Вселенной. Причем каждое последующее мгновение реализуется посредством действия, рассматриваемого как результирующее в предшествующей ему причинно-следственной цепочке и характеризующего максимальную, на данный момент, степень определенности Мироздания.

Постоянно происходящий процесс увеличения Универсумом своей определенности осуществляется путем создания:

множества измерений. Теоретически, их число соответствует количеству способов нейтрализации качеств, несовместимых с существованием объектов.

классов однотипных объектов. Ибо потенциал базовой субстанции столь огромен, что его реализация с помощью какого-либо единичного объекта просто невозможна. В частности, наличие многочисленных вселенных позволяет существовать параллельным реальностям, а следовательно, имеются предпосылки для более полного проявления качеств, заложенных в основу Мироздания.

межклассовых и внутри классовых систем объектов. Их объединение в системы служит условием для такого взаимодействия объектов, когда они своими качествами дополняют друг друга, поддерживая этим собственное бытие. Кроме того, любая система обладает свойствами, которых нет у отдельных, составляющих ее, элементов, а значит, уже выступает в роли качественно нового объекта, что содействует повышению степени проявленности базовой субстанции.

Наличие взаимоотношений между системами неизбежно приводит к формированию сложнейшей, многоуровневой иерархической структуры. Вполне естественен вопрос: что же собою представляет ее элементарный объект? Другими словами, из чего состоят кванты материи? И здесь сразу появляется формальное противоречие.

С одной стороны, кванты материи должны из чего-то состоять; а с другой, – если это было бы так, то квант нельзя считать элементарной составляющей вещества. Избежать парадоксальной ситуации можно только в одном единственном случае, а именно: считать квант тождественным самому себе в каждой своей точке, т.е. состоящим из себя же. Попытка деления кванта привела бы к взаимодействию между ним и используемым для его дробления инструментом, с последующей трансформацией кванта в объекты того же или иного уровня иерархии.

Продолжая исследование структуры Мироздания, выясним: что находится на ее наивысшем уровне? Иначе говоря, нас интересует Мегавселенная, содержащая в себе, все без исключения, миры.

Будем исходить из положения: абсолютная субстанция неизмерима, а возникновение или разрушение вселенных не вызывает в ней каких-либо количественных изменений. Последнее означает наличие характерного для бесконечности свойства: не изменяться при добавлении (вычитании) конечных величин (даже сколь угодно больших), т.е. ∝ ± n = ∝. Аналогичное произойдет и в случае бесконечной вселенной, поскольку мощность такой бесконечности, все равно, на порядок меньше мощности потенциала Абсолюта и, следовательно, не способна его изменить. (Например, континуум ± счетная бесконечность = континуум, а счетное произведение счетных бесконечностей остается счетным.)

Мегавселенная может иметь бесконечный радиус, но, при этом, по форме быть ограниченной. Так или иначе, но, по определению, кроме Мегавселенной ничего другого не существует. А пытаясь выйти за ее пределы, можно оказаться только в ней же самой. То есть, при приближении к ее границам, все измерения будут “сворачиваться”, стремясь к своей минимально допустимой величине, а это означает переход на уровень микромира. Действительно, за Существованием есть только Абсолют и, значит, отсутствие Всего.

Выяснив основные свойства субстанций Абсолюта и существования, перейдем к рассмотрению динамики их взаимоотношений, выражаемой понятием Вселенского цикла.

 

ND. Под Вселенским циклом понимается процесс возникновения вселенных, их развитие и последующее разрушение.//

 

Схематически структура Вселенского цикла выглядит так:

Абсолют - Вселенная - объекты Вселенной

Рассмотрим эту схему подробнее. Ранее было выяснено, что Абсолют, изначально обладая дуализмом, содержит в себе статический и динамический уровни. Последний характеризуется тождественными преобразованиями, в результате которых рождается последовательность все более усложняющихся иерархических структур. В ходе такого процесса, степень их определенности возрастает, достигая стадии существования. На этом этапе разворачиваются измерения, создавая пространство Вселенной, а следовательно, условия для возникновения последующих типов объектов.

На уровне существования абсолютная субстанция есть ни что иное, как вещество, т.е. материя. Каждый, состоящий из нее объект, обладает потенциальной и актуальной способностью совершать абстрактное движение, при котором проявляет свой энергоинформационный потенциал посредством диалектически взаимосвязанных энтропийных и антиэнтропийных процессов.

Приближаясь к полному исчерпанию собственных энергоинформационных ресурсов, объект начинает разрушаться; но составляющая его материя не исчезает с уровня существования, а лишь переходит в другое состояние. Нечто аналогичное происходит и с достигнутой объектом определенностью: она становится составной частью общего процесса развертывания потенциала Вселенной. Когда же и его ресурсы закончатся, то она разрушится (свернутся измерения); а ее субстанция сменит уровень существования на состояние динамического Абсолюта, где впоследствии будут порождаться миры. Отметим: субстанцией существования считается все та же субстанция Абсолюта, но с высокой степенью проявленности. Поэтому уместно говорить лишь о том, что конечная определенность Вселенной усваивается первичной субстанцией, повышая ее потенциал, а значит, изменяя качественные характеристики создаваемых ею вселенных.

Подводя итог всему вышеизложенному, делаем вывод о том, что каждый Вселенский цикл начинается и завершается тождественными преобразованиями. Но содержащаяся в них энергоинформационная составляющая всякий раз обновляется. Причем принцип относительного Отсутствия не нарушается из-за того, что энергия и информация – это не субстанции. Первая есть мера способности Абсолюта повышать свою определенность, а вторая – лишь форма Его организации.

 

Духовная практика.

Созерцание Вселенского цикла. Используя пси-модель Абсолюта, сформированную в ходе медитации на предыдущем шаге, надо прочувствовать процесс порождения миров. Возникающие при этом ощущения, а также их последующий анализ, позволят в большей мере прояснить природу Бытия.

В рамках данного раздела Космологии, основная задача эзо-практики заключается в формировании или активизации полевых носителей сознания человека с целью его пробуждения (восприятия и деятельности) в соответствующих уровнях Реальности.

 

Вопросы для самостоятельных исследований.

1. Имеется ли взаимно-однозначное соответствие между реальными мирами и теоретически возможными?

2. Способен ли человеческий разум познавать другие вселенные, если они построены по качественно иным принципам?

3. Какие из ниже перечисленных измерений являются полноценными для субъективной трансовой реальности?

ü  Три пространственных измерения (длина, ширина, высота).

ü  Четвертое измерение “Открытость”. Означает, что, посредством него, внутреннее пространство самозамкнутых сфер (например, шар) становится доступным без необходимости пересекать их границы в трехмерном мире.

ü  Пятое измерение “Иерархичность”. Оно позволяет перемещение между Мега и Микро уровнями.

ü  Временное измерение “Настоящее”. Допускает движение в пространственных координатах (по застывшим событиям), т.е. позволяет одновременно находиться в разных точках пространства.

ü  Энергоинформационное измерение. Это полевая структура, отражающая прошлое, настоящее и, в вероятностном виде, будущее. Такое измерение разрешает смещение в прошлое и будущее с целью получения какой-либо информации, располагая которой, можно повлиять на настоящее, а следовательно, и, в какой-то мере, на будущее.

ü  Измерение “Параллельная действительность”. Возникает в случае существования рождающихся семействами однотипных вселенных. Переход из одной из них в другую означал бы проникновение в равноценную, но несколько измененную реальность.

ü  Измерение “Аватара”. Суть его в перемещении по степеням реальности: от предельно иллюзорной до изначальной, т.е. между проявленными и не проявленными мирами. Этим измерением охватываются все уровни сознания: от бессознательного до абсолютного.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 5

NZ-космология

 

(Раздел "Учение о сознании")

 

Логика, использованная в предыдущей главе для построения космологической концепции, не требовала введения понятия о Творце (Божественном Сознании), но в то же время и не отрицала Его существования. Подобная ситуация позволяет предположить следующее:

− вероятно, что приведенные в главе 4 логические рассуждения не достаточно полны, т.к. в них не учтена созидательная роль Сверхсознания;

− если же логика полна, то: либо Вселенского Сознания, как такового, вовсе нет; либо в Его функции не входит сам акт Творения мироздания.

Необходимо установить: какой из этих двух вариантов правильный.

 

Шаг 12. Неопределенность выбора в пространстве решений

 

Вопрос о существовании Высшего Сознания сведем к задаче выбора в пространстве решений основной проблемы философии: дилеммы о том, что первично – дух или материя? Напомним:

 

ND. Неопределенность выбора в неком пространстве возникает, когда критерию истинности удовлетворяет более одного элемента данного пространства, при условии недопустимости одновременного или последовательного выбора нескольких элементов.

 

Различают неопределенности первого, второго и третьего рода.

Первая порождается отсутствием эффективного критерия выбора (или алгоритма выбора), вторая – неполнотою самого пространства, а третья – невозможностью осуществления правильного выбора.

 

ND. Определенность выбора в пространстве появляется в случае, если критерию истинности удовлетворяет или один единственный элемент данного пространства, или несколько элементов, выбор которых разрешен одновременно либо последовательно.

 

Существует два особых состояния выбора:

Первое. Отказ от выбора в пространстве, как попытка сохранения исходного состояния этого пространства или самого выбирающего субъекта, или передача управления событиями объективным законам, действующим в под- или над- пространствах (по отношению к исходному).

Второе. Пространство, в котором возможен выбор сразу всех вариантов. Такой тотальный выбор – это, в каком-то смысле, выбор без выбора. Реализуются все возможные направления одновременно, а если они противоречат друг другу, то, следовательно, возникает между ними диалектическое противоречие.//

 Следует различать понятие “определенность выбора” и “определенность объекта”. Первое связано с возможностью осуществления выбора, а второе есть мера проявленности объекта. Хотя между этими понятиями и существует некая смысловая связь.

Например, процесс определения любого логического объекта можно представить как поиск (выбор) однозначно идентифицирующих его характеристик. Что касается физических объектов, то, как отмечалось ранее, они также “избирают” путь повышения собственной определенности, но уже автоматически, под действием результирующей силы.

При рассмотрении задачи выбора в пространстве решений основной проблемы философии, будем исходить из того, что каждый элемент такого пространства соответствует какому-либо философскому мировоззрению. Поэтому, в дальнейшем, удобнее использовать название “пространство философских учений”. Как известно, любое из них является самодостаточным. А выводы, полученные в области естествознания, не позволяют ни доказать, ни опровергнуть истинность этих учений.

Для дальнейших исследований необходимо провести анализ самой возможности выбора в вышеназванном пространстве, но уже при помощи критерия Прохода. Другими словами, попытаемся отсеять философии, противоречащие практическому самосовершенствованию индивидуума. С этой целью рассмотрим подробнее основные элементы пространства учений сквозь призму конкретных теоретических положений.

1. Материя первична, дух – вторичен. Такой принцип заложен в основу двух философий: объективного и субъективного материализма. Первая из них утверждает, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи. А человек является всего лишь плотским существом, дух которого есть информационная структура, разрушающаяся вместе со смертью мозга. Подобное мировоззрение не противоречит критерию Прохода только в том случае, когда речь идет обо всем человечестве в целом. Что касается отдельного индивидуума, то у него нет перспектив для развития. Ибо все завершается с его смертью. Такое положение можно изменить, лишь достигнув биологического бессмертия. Например, посредством перезаписи информационного эквивалента человеческой личности на предварительно подготовленный молодой носитель – клон состарившегося организма. Подобное, несмотря на свою фантастичность, вполне осуществимо, если человек независимо от пола, достигая определенного возраста, будет беременеть самим собою – процесс клонирования. Причем плод будет связан с родителем единой нервной системой, по которой и будет, в сжатом виде, копироваться в мозг ребенка личность взрослой особи.  Другой вариант – модификация генетического кода, позволяющая противостоять процессу старения.

Согласно субъективному материализму, наличие души не отрицается, а само сознание считается свойством специфически организованной системы микрочастиц. Если предположить, что она остается стабильной на протяжении тысячелетий, сохраняя в себе человеческую личность, то можно сделать вывод о значимости духовного самосовершенствования. Ибо приобретенный земной опыт не исчезает, а продолжает использоваться индивидуумом и в посмертном состоянии.

Для вышеуказанных философий критерий Прохода будет выполняться во всех нижеследующих случаях:

− когда человеческие души (т.е. ансамбли элементарных частиц) приходят из тонкого плана (микромира) в плотный (макромир), где, “облачившись” в физические оболочки (тела), продолжают свое развитие;

− если души, зарождаясь в плотных проводниках, развиваются на протяжении всей жизни, а затем, освободившись от них, уходят в тонкий мир;

− в условиях как единственно возможной инкарнации, так и в случае, допускающем многочисленные воплощения индивидуального сознания.

Субъективный материализм, в принципе, не отрицает наличия Высшего Сознания. Ведь, теоретически, многочисленные группы микрочастиц, соответствующие отдельным духовным сущностям, могут объединяться в гигантскую вселенскую Сеть, выполняющую функции глобального Сознания. Причем критерий Прохода будет выполняться, не зависимо от того, как будет происходить процесс развития Сверхсознания:

− сверху вниз, т. е. от изначального Единого Сознания “отпочковываются” элементарные и, проникая в физические тела, начинают самостоятельно совершенствоваться в них;

− снизу вверх, т. е. развившиеся до необходимой стадии души покидают плотную материю и, переходя в тонкую, объединяются в виде Всеобщего Сознания;

− когда процесс развития сознания происходит одновременно в двух вышерассмотренных направлениях: навстречу или параллельно друг другу. В первом случае, нисходящее и восходящее сознания взаимодействуют между собою. А во втором – нисходящее Сознание занято познанием вселенной, в которой Оно пребывает; в то время как восходящие индивидуализированные сознания стремятся обосноваться в собственных микро вселенных и самостоятельно там развиваться.

2. Дух первичен, а материя – вторична. На этом утверждении базируется объективный и субъективный идеализм. Первый считает, что Источником Всего является Абсолют, т.е. Божественное Сознание. По мере удаления от Него, излучаемая Им духовная субстанция начинает уплотняться, постепенно переходя в полностью бессознательное состояние, называемое материей. Будучи частицей Абсолютного Сознания, человеческая душа вечна и, используя проводники различной плотности, может совершенствоваться бесконечно. Иными словами, посредством отдельных сознаний, Высшее познает самого себя.

Субъективный идеализм рассматривает Вселенную как иллюзию, существующую на пересечении пси-субстанций индивидуальных сознании. Их многочисленность, вероятно, лишь мираж, за которым скрывается одно единственное Сознание, многократно отраженное в себе же. В любом случае, критерий Прохода выполняется. А развитие состоит в изучении окружающего мира иллюзии с целью “пробуждения от сна” и обретения истинного Бытия.

3. Дух и материя – два самостоятельных Начала. Подобная философская концепция, называемая дуализмом, имеет две версии: традиционную и современную. Согласно первой, качественно различные вышеназванные Начала находятся в нескончаемом противостоянии и, одновременно, единении. Неуничтожимый дух проникает в упорно сопротивляющуюся ему плоть. Создавая физические проводники и действуя через них, он совершенствуется в процессе познания физического мира. Такая философия считает целью человеческого развития установление господства Духа над материей.

Современные представления о дуализме основываются на утверждении, что сознание и материя есть два различных проявления абсолютной субстанции (аналогично корпускулярно-волновым свойствам микрочастиц). Отсюда следует, что в любом объекте одновременно присутствует как сознательное, так и материальное. Суть лишь в их соотношении. Если преобладает сознательность, то, посредством таких субъектов, Абсолют познает самого себя. Этот процесс протекает в условиях, создаваемых теми объектами, у которых проявляется диаметрально противоположное, т.е. материальное берет верх над сознательным.

На основании проведенного нами анализа учений можно сделать следующий вывод:

Каждое из них позволяет человечеству и индивидууму совершенствоваться. Иначе говоря, все они предполагают полноценную, по своему содержанию, практику, а значит, являются истинными относительно критерия Прохода. А поскольку нельзя следовать им всем одновременно, то возникает неопределенность в выборе одной из них. Но какой бы из вариантов не был бы избран, принципиальной ошибки в построении системы духовной практики не будет. Ибо любая из них базируется на все тех же психофизических возможностях человеческого существа.

 

Духовная практика.

Размышления о множественности путей самосовершенствования.

Практикующему предстоит проникнуться смысловым содержанием каждой из наиболее развитых религиозно-философских систем, ощутив специфику соответствующих им мировоззрений и духовных ценностей. Важно осознать то общее, что составляет основу кажущихся на первый взгляд такими разными, а иногда и взаимно противоречащими, положениями учений. Освободив свой разум от ограниченности конкретной философией, надо избрать для себя те принципы, которыми впоследствии руководствоваться в процессе собственного совершенствования.

 

Шаг 13. Первичное (абсолютное) сознание

 

В неоэзотерической науке синтезируют одну, наиболее достоверную философию. Это достигается путем решения следующей парадоксальной задачи: имеется неопределенность выбора в пространстве философских учений, а нужна определенность. Для освобождения от подобного формального противоречия, nz-диалектика предлагает осуществить комплекс мер:

− уточнить содержание базовых понятий (дух и материя);

− усилить критерий выбора дополнительными и хорошо обоснованными требованиями;

− найти такую интерпретацию рассмотренных учений, при которой они станут эквивалентными, т. е. смогут трансформироваться друг в друга посредством тождественных преобразований (сменой позиции восприятия и терминологии).

Для осуществления указанного комплекса мер, рассмотрим ряд проблем, решение которых приведет и к усилению критерия выбора в пространстве “философских учений”, и к формированию правильного понимания таких базовых понятий как дух и материя.

1. Необходимо найти признак, позволяющий выявить грань между неодушевленными физическими системами и живыми сущностями. Для этого проанализируем, к чему, в пределе, стремится процесс усовершенствования роботов, являющихся моделями живых организмов. Если удастся установить принципиальное отличие первых от вторых, то оно и будет являться искомым признаком.

Начнем с рассмотрения следующего определения: живыми считаются открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы. “Открытые” означает наличие “входа” для энергии и информации, а также “выхода” для воздействия на внешнюю среду. “Саморегулирующиеся”, т.е. поддерживающие свое нормальное функционирование, благодаря наличию у них восстановительных процессов. “Самовоспроизводящиеся” – обладающие характерным, в целом для класса подобных систем, свойством поддерживать собственную численность. Однако вполне возможно создание и кибернетических устройств, имеющих все вышеуказанные признаки, ибо в последних нет ничего принципиально недосягаемого искусственным путем. Но живой организм есть нечто большее, чем просто электрохимический автомат. Следовательно, вышеприведенное определение не позволяет достаточно полно установить качественные отличия живого от неживого. А поэтому перечисленные в определении признаки будем называть вторичными. Тот же факт, что все организмы на нашей планете построены на основе биополимеров (белков и нуклеиновых кислот), нельзя считать неотъемлемым свойством живого, поскольку не исключена вероятность наличия физических тел и на другой основе.

Теперь посмотрим, как обстоит дело с искусственным интеллектом при его максимально возможном приближении к человеческому. Как известно, вполне возможно заложить в центральный компьютер робота программу, отвечающую за его самосохранение, т.е. алгоритмы поиска им источника энергии и безопасных условий для существования. А главное, уже довольно точно описана логика функционирования человеческой личности. В связи с чем, робот может быть наделен отвечающим за “мышление” центром обработки информации, в котором происходит и определение (вычисление) “чувств”, в соответствии с заранее введенной системой оценки событий. Программно задаются и возможность совершения выбора, самообучение, “стремление” к познанию окружающей реальности, а также необходимые “нравственные” принципы. Подобный робот точно копирует почти все действия человека: перемещается на двух конечностях, манипулирует “руками”, распознает объекты, способен поддерживать беседу. А применение специальных эластических заменителей живой ткани, реагирующих на слабые электрические сигналы, позволяет подражать человеческой мимике. При достаточном усовершенствовании такого киборга, не будет существовать никаких поведенческих и других внешних признаков, по которым можно однозначно установить: является ли существо живым и обладающим сознанием или нет.

Но одно, весьма важное, качественное отличие человека от робота все же есть. И оно состоит в отсутствии у последнего ощущений. Ведь искусственный интеллект только считывает и обрабатывает информацию, не чувствуя ее. Ему не доступно испытывать удовлетворенность или недовольство своим состоянием, равно как и любые другие переживания. Таким образом, наличие ощущений – это первичный, и самый главный, признак живого организма.

2. Изучим, как соотносятся между собою ощущения, информация и ее носители. Каждый материальный объект несет какую-либо информацию. Та часть ее, которая описывает характеристики его физического тела, называется собственной. А вся остальная, не имеющая непосредственного отношения к самому объекту, но содержащаяся в его структуре – несобственной.

 

Парадокс существования информации: имея количественное выражение и качественное содержание, она, тем не менее, не есть вещество, так как не обладает массой и энергией. Аналогичная парадоксальная ситуация возникает и при исследованиях пространства и времени. Они, по той же причине, не являются материей, а представляют собою лишь способ упорядочивания состояний объектов, не существуя без физической субстанции. Информация также не может быть без материального носителя. Причем ее собственная часть выражает специфику организации объекта и по величине равна энтропии, взятой с противоположным знаком, т.н. негэнтропия (или антиэнтропия). А несобственная – это отражение состояния какого-либо объекта в структуре другого.

Тот факт, что при копировании или кодировании информации, она остается неизменной по количеству и содержанию, создает иллюзию ее самостоятельного существования. Это служит базой для конструирования виртуальной реальности. А она, в свою очередь, дает возможность создать аналог окружающей реальности. В таком случае, информация будет представлена величиною, диаметрально противоположною неопределенности знания о мире.

Носителем любого ощущения служит энергоинформационный сигнал, в свою очередь, имеющий материальный проводник. Наличие энергетической составляющей ощущений вполне очевидно, поскольку они различаются по силе. А присутствие второй – информационной подтверждается фактом хранения ощущений в человеческой памяти.

3. Важнейшей особенностью ощущений является то, что они существуют только относительно порождающего их центра восприятия. Он же, в совокупности с системой продуцируемых им ощущений, составляет пространство сознания. Необходимо выяснить: каковы же условия возникновения ощущений. Поскольку энергоинформационные сигналы, поступая в центр восприятия, отражаются в нем, вызывая изменения его состояния, то первым условием есть кодирование воспринимаемого сигнала в аналоговой, а не цифровой форме. Поскольку аналоговая передача информации позволяет, в отличие от цифровой, напрямую сформировать пси-модель объекта. На этом же принципе основано функционирование нервной системы любого живого организма. Ее рецепторы преобразуют свою реакцию на внешний раздражитель в нервный сигнал. Он представляет собою электрический импульс, в котором отражены особенности раздражителя. Далее этот импульс регенерируется каждым последующим нейроном на всей протяженности нервного пути, поступая, в конечном счете, в анализаторы головного мозга.

Ощущение появляется при восприятии центром сознания энергоинформационного сигнала, как части самого себя. В связи с чем, появляется вопрос: что составляет основу механизма самосознания? Поскольку центр реагирует только на внешние, относительно него, сигналы, то возникает парадокс: самоощущение будет лишь в случае, когда центр сознания станет внешним, по отношению к себе, объектом.

С целью устранения вышеприведенного парадокса, полезно рассмотреть, каким образом была решена кибернетиком Джоном фон Нейманом аналогичная проблема: воспроизведение автоматом себе подобных. Ученый пришел к выводу, что команды, сообщающие роботу как ему надо построить подобную себе машину, не могут быть полными. В противном случае, они должны описывать не только автомат, но, в том числе, и себя, т.е. требуется наличие алгоритма построения алгоритма построения робота и т.д. до бесконечности. Избавиться от этой парадоксальной ситуации позволит конструирование робота, состоящего из двух автоматов. Один из них (в дальнейшем обозначаемый К) служит для копирования алгоритма (плана) построения. А выполнением его занимается уже второй (обозначаемый Т). Оба автомата связаны между собою и с пусковым устройством (Р), которое, по мере необходимости, приводит их в действие. Все три названные элемента (К, Т и Р) описаны в плане самовоспроизведения (А). Согласно ему, К копирует А, а Т конструирует по-новому К, Т и Р. Сказанное подтверждается тем, что точно по такой же схеме происходит размножение живых клеток. Соответственно, А – набор генов, построенных из дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), кодирующей наследственные признаки. К – фермент ДНК-полимера, катализирующий процесс репликации цепочек ДНК и тем самым копирующий гены. Т – система из информационной рибонуклеиновой кислоты (РНК), ферментов и рибосом. По программе ДНК (план А), эта система выстраивает аминокислоты в определенной последовательности. В результате осуществляется синтез ферментов и других белков, т.е. воспроизводится новая клетка.

Возникший ранее парадокс решается аналогично. Центр ощущений должен состоять из двух, тождественных друг другу, частей, между которыми имеется прямая и обратная связь, обеспечиваемая пси-резонансом. Тогда внешний сигнал, преобразованный посредством органов чувств, поступает по энергоинформационному каналу в одну из частей центра (обозначим ее О1). Она изменяет свое состояние в соответствии с пришедшим к ней сигналом, порождая ощущения. Затем это состояние передается второй части (О2), т.е. центр воспринимает собственные ощущения. Такой процесс лежит в основе самосознания.

Однако ни аналоговый вид внутреннего сигнала, ни двухэлементная структура центра восприятия не достаточны для приобретения внутренним сигналом качества ощущения. Дело в том, что оно есть способность центра почувствовать внутренний сигнал как часть самого себя. А это происходит только тогда, когда обе части центра тождественны друг другу. Но, как известно, тождественность свойственна, исключительно, элементам абсолютной субстанции, а в мире существования ее просто нет (есть лишь подобие). Из модели Абсолюта, представленной 0-1-множеством, следует, что в Нем функцию центров восприятия выполняет любая пара (0,1)-элементов, ибо отражает (по принципу тотального резонанса) состояние всех остальных. Следовательно, первичная субстанция обладает Абсолютным Сознанием с тождественными центрами ощущений в каждой ее “точке”. При этом закон относительного Отсутствия не нарушается, т.к. Абсолютное Сознание (и Его ощущения) появляются на основе тождественных преобразований первичной субстанции, наследуя их свойство одновременного присутствия и отсутствия.

4. Ознакомимся с основными положениями так называемой “теории оболочек”:

− Принадлежащий Абсолютному Сознанию источник ощущений является первичным. Все же остальные есть его производные, а следовательно, вторичны.

− Абсолютное Сознание характеризуется качествами, аналогичными Его носителю – изначальной субстанции. Одно из них – относительная непознаваемость, поскольку такое Сознание выступает в качестве базового, т.е. неопределяемого понятия. Второе – самодостаточность, суть которой в том, что это Сознание зарождается в самой структуре абсолютной субстанции, не нуждаясь ни в какой дополнительной причине. Третье свойство – полнота восприятия, т.е. центр Абсолютного Сознания способен порождать весь спектр ощущений, точно так же, как первичная субстанция выступает в качестве источника всего диапазона частот существования.

− Каждое сознание проявляет себя посредством своих оболочек. Они служат проводниками, обеспечивающими пребывание сознания в конкретной области материального мира. Собственными оболочками называются энергоинформационные (т.е. личности субъектов) и их физические носители. Таких оболочек может быть несколько, но между ними должна существовать взаимосвязь, позволяющая сознанию получать ощущения. К несобственным оболочкам относится окружающая человека среда (социальная и природная). При помощи оболочек сознание развивается, реализуя свой потенциал.

Теперь рассмотрим процесс погружения сознания в материю. Итак, Абсолютное Сознание проявляется в рождающихся вселенных (т.е. в новых оболочках) в виде соответствующих им Сверхсознаний. Носителем каждого из Них служит субстанция существования с нулевым уровнем проявленности, что эквивалентно вакуум-состоянию. Согласно принципу реализации единого через множественное, для повышения Сверхсознанием своей определенности, должен происходить процесс его дробления на отдельные сознания, взаимодействующие между собой. Другими словами, в материи формируются объекты, способные, в ходе собственной эволюции, служить все более совершенными проводниками нисходящему в физический мир Сверхсознанию. Однако возникает проблема:

Парадокс вторичных сознаний. С одной стороны, факт существования вторичных сознаний неоспорим. Их примером может быть человеческое. Но, с другой стороны, кроме Абсолютного Сознания ничего нет, а значит, вторичные – это иллюзия.

Парадокс исчезает, если учесть, что центры вторичных сознаний удовлетворяют первым двум необходимым условиям возникновения сознаний (аналоговая форма сигнала и двухкомпонентный центр), а следовательно, способны выполнять только функции восприятия и продуцирования энергоинформационных структур ощущения. Они, поступая в находящиеся “внутри” живых существ центры восприятия Абсолюта, приобретают качество ощущений. Образующиеся из них системы и представляют собою вторичные сознания, а это указывает на их реальность. Но, одновременно, они не достаточно самостоятельны, ибо не имеют собственного источника ощущений.

Может ли возникнуть сознание в искусственном организме с искусственным интеллектом? Может, если это техносущество достаточно развито, чтобы стать проводником абсолютного сознания в мир проявленный. Но можно создать довольно точный аналог сознательного или просто живого субъекта. Аналог, который бы моделировал его функции и свойства, воспринимая и обрабатывая энергоинформационные сигналы, при этом, совсем не ощущая их, а значит и своего, бытия. Например, механическая модель атома не есть атом. Или субстанция воды в трансовом и объективном мирах. Различие между ними в качестве материи.

Есть еще один вопрос: присутствуют ли первичные центры в каждом вторичном сознании или единый поток абсолютного восприятия иерархически дробится на множество, подобно ветвящемуся каббалистическому дереву? Ответ следующий: оба представления эквивалентны, поскольку для Абсолюта единое тождественно множественному.

Осталось выяснить значение вторичных сознаний для процесса повышения определенности Абсолюта. В начале уточним роль неодушевленных объектов:

а) в замкнутых системах все физические процессы протекают в направлении наименьшего противодействия им, т.е. с минимальными затратами энергии. Так реализуются только предопределенные события, не требующие для своего осуществления дополнительных энергоинформационных ресурсов;

б) в открытых системах дело обстоит иначе: внешнее воздействие на них может вызвать антиэнтропийные явления, но такие преобразования не приводят к появлению последовательно усложняющейся структуры вещества.

Следовательно, неодушевленные объекты повышают определенность Вселенной, преимущественно, в рамках энтропийных процессов.

Что касается живых существ, то их активность приводит к таким событиям, которые без целенаправленных действий не произошли бы. Это относится, прежде всего, к человеческой деятельности (например, создание искусственных материалов и технических устройств).

Итак, вторичные сознания содействуют более полной реализации потенциала Вселенной. А интеллектуальные и духовные возможности человека оказывают непосредственное влияние на повышение определенности Сверхсознания. Оно же, в свою очередь, может, путем избирательного энергоинформационного воздействия, вносить изменения как в судьбу индивидуализированного сознания, так и в процесс развития Мироздания в целом.

 

Выводы.

Стратегия эзо-познания требует рассмотрения граничных условий, предполагающих ошибочность всех имеющихся построений. Проанализируем их:

NZ-модель реальности строится как самодостаточное, диалектически полное мета-пространство (позиция управления познанием и самопознанием), а для него верно, что его отрицание содержится в нем самом в качестве элемента. Поэтому NZ-знание в целом, все равно, остается истинным.

В своих аксиомах неоэзотерика истинна с высшей степенью достоверности, потому что они просто констатируют опытные данные. Многовариантность возникает на уровне модели Мироздания и, как следствие, в эзо-практике. Рассмотрим крайний вариант: пусть истинен объективный материализм, тогда критерий Прохода выполняется для всего человечества, но не выполняется усиленный критерий Прохода относительно индивидуальной эволюции.

Кроме того, модель объективного материализма понимает сознание как свойство мозга и признает отсутствие какого-либо сознания (включая Сверхсознание) на полевой основе, а значит, и отсутствие индивидуального Прохода.

Но и в этом случае существует позиция восприятия, для которой в практике эзотерика ничего, по-сути, не меняется. Действительно, объективный материализм означает то же самое что и:

1.        В основе всякого сознания лежит Абсолютное сознание, которого нет, а его качество (отсутствия) наследуются в форме относительного существования. Т.е. человеческое сознание – лишь проявление свойств мозга, а значит, иллюзорно. Да, и как ограниченная форма Сверхсознания, временно существующая земная личность тоже иллюзорна. 

2.        Развитие индивидуального сознания приводит, согласно законам диалектики, к его самоотрицанию, т.е. относительной смерти. Т.е. персональная смерть наступает в любом случае.

3.        Независимо от мировоззрения человек (эзотерик) будет стремиться реализовать свой потенциал на основе действующих психофизических законов.

Перечисленное верно и для всех других моделей реальности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что стратегия саморазвития неизменна, поскольку предопределяется психофизическими инстинктами самосохранения и самореализации, а также опирается на объективные законы эволюции. Эзотерик будет строить свою внешнюю и внутреннюю судьбу в соответствии со своим духовным притяжением.//

Итак, в результате анализа, удалось избавиться от неопределенности выбора в пространстве философий посредством введения NZ-философии (точнее, ее базовых положений). Она рассматривает все формы материализма и идеализма как относительные истины, получаемые в результате восприятия Реальности с позиций различных понятийных систем.

Вопрос о первичности духа или материи преобразуется NZ-философией в проблему взаимоотношения изначальной субстанции и первичного сознания. Они “существуют одновременно”, проявляя дуализм единого, ибо Абсолютное Сознание рассматривается как неотъемлемое свойство абсолютной субстанции. А высокоорганизованная форма материи есть лишь необходимое условие для возникновения вторичных сознаний. Последние играют важную роль в процессе повышения определенности Вселенной, что связано со спецификой выполняемых ими функций:

·     совершенствовать свои собственные и несобственные оболочки, действуя в маловероятных (с позиции второго закона термодинамики) направлениях;

·     изучать окружающую Реальность, что, по сути, есть еще один способ достижения ее максимальной определенности.

Существующая в Универсуме связь первичного сознания с вторичными описывается Вселенским циклом:

Уровень определенности Абсолютного Сознания зависит от степени реализации потенциала Сверхсознаний, каждое из которых принадлежит конкретной вселенной. Определенность же отдельного из Них постоянно повышается за счет проявленности индивидуализированных сознаний. Причем существа физического плана представляют собою нижнюю точку Вселенского цикла (конец нисходящего и начало восходящего процессов эволюции), поскольку их плотные проводники и сознания предельно ограничены в своих возможностях. Ступенью ниже находится лишь неживое и бессознательное.//

Сформулируем закон сохранения потенциала сознания: реализованные потенциалы вторичных сознаний не исчезают, а накапливаются в первичном сознании виде ощущений, повышая, тем самым, степень его определенности.

Проблема соотношения субъективности и объективности реальности решается без возникновения парадоксов, если мы будем рассматривать эти два диалектических начала не в качестве антагонистов, а как диапазон состояний действительности, т.е. учитывая плавность перехода от одного начала к другому. А их смысл определять не в абсолютных понятиях, а относительно степени управляемости.

ND. Мера субъективности (или объективности) реальности выражает собою степень ее зависимости (или независимости) от воли сознания субъекта.

Таким образом, чем более развито существо, тем мощнее сила его сознания и тем управляемее становиться окружающая его реальность, а значит, субъективнее. Верхний предел указывает на субъективность объективного мира, а нижний предел – на объективность субъективного. В промежутке наблюдается дуализм. То, что для одной сущности объективно, для другой может быть субъективно – это относительность оценки.

Можно также говорить об уровнях и типах субъективности/объективности, если учесть, что управляемость (конструируемость) может относиться как к поверхностным свойствам, так и к причинному уровню качеств.  Иначе говоря, предел управляемости миром выводит нас на такой метауровень, на котором этом мир создается, модифицируется на уровне базиса или уничтожается. А источник-причина такой реальности является ее творцом.

По способу управление может быть достигнуто как на основе психического энергоинформационного импульса, так и посредством чисто физического воздействия, включая технологические инструменты и искусственные расширения оболочек сознания.

В этой главе мы выяснили, что сознание и самосознание возникают на основе резонанса тождественности, а восприятие проявленного посредством резонанса подобного. И если мы вспомним, что аксиомы NZ-науки начинались с описания механизма выбора в пространстве вариантов, то теперь можем сформулировать еще более психологически глубокую аксиому.

 

. Аксиома существования сознания.

Существует субъект, обладающий сознанием, которое посредством своих оболочек способно воспринимать пространство реальности, включая собственное, и совершать в нем выбор.

 

Фактически, этой аксиомой мы констатируем самые фундаментальные свойства сознания: существование, восприятие и право выбора. Последующие, уже известные нам аксиомы, лишь разъясняют механизм выбора и его критерии.

Теперь каждой аксиоме антропоцентрической системы соответствует аналогичная в абсолютоцентрической. Аксиоме существования сознания соответствует аксиома о резонансе самотождественности условно существующего Абсолюта. Аксиоме существования пространства – аксиома представления Абсолюта в пространство тождественных ему элементов. Аксиоме свободного выбора – аксиома выбора путей самореализации (проявления) Абсолютом согласно критерию, требующему от них внутреннюю непротиворечивость (т.е. возможность существовать). Аксиоме выбора направления – аксиома тождественных преобразований Абсолюта в направлении улучшения позиции в плане расширения возможностей самореализации. Аксиоме эзотерического выбора – аксиома о генеральном (эволюционном) пути проявления Абсолюта, заключающемся в качественном исчерпании его потенциала.

 

Духовная практика.

Важно создать в себе образ Сверхсознания и Абсолютного сознания, проникаясь этими расширенными состояниями восприятия. И то, и другое уже присутствует в нас в свернутой форме. И задача лишь в том, чтобы осознать и активизировать их. Еще лучше подойти к этим предельным состояниям постепенно, последовательно формируя пси-аналоги все более мощных сравнительно  с собственным надсознаний. Собственно говоря, в рамках данного раздела Космологии, основная задача эзо-практики заключается в формировании и пробуждении в практикующем над-личностных состояний сознания.

 

В медитации, необходимо смоделировать Вселенский цикл, но на сей раз с учетом в нем места и роли Сознания. Стремящемуся надо прочувствовать грань, отделяющую ощущения от материи и информации. А также осмыслить парадокс существования вторичного сознания применительно к себе, продумав смысл самореализации собственного сознания.

 

Вопросы для самостоятельных исследований.

1. Сконструируйте пространство всевозможных духовных учений. По каким параметрам следует проводить их классификацию, чтобы эти учения были однозначно определены?

2. Сохраняет ли человеческая личность свою индивидуальность при вхождении в Сверхсознание или Абсолют?

3. Какие типы индивидуализированных сознаний, теоретически, могут существовать? Чем они будут отличаться и для каких целей служить?

 

 

© А.В. Кундин https://sites.google.com/site/neoesoterik0/